Система антиинфляционных мер

Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительство разных стран проводить определенную экономическую политику. Различают 2 их части: антиинфляционную стратегию, объединяющую цели и методы долговременного характера, и антиинфляционную тактику.

Антиинфляционная стратегия подразумевает собой:

1. Гашение антиинфляционных ожиданий. Правительство должно ставить перед собой определенные антиинфляционные задачи, информировать об этом население, и добиваться их выполнения. Здесь срабатывает эффект объявления: производители и потребители убеждаются, что правительство способно выполнять свои обещания, и изменяют свое экономическое поведение;

2. Долгосрочная денежная политика. Она связана с введением жестких ограничений на ежегодные приросты денежной массы. Она должна сочетаться с разгосударствлением экономики, с развитием рыночной инфраструктуры;

3. Сокращение бюджетного дефицита. Такое сокращение можно осуществить двумя путями: увеличением налогов или уменьшением расходов государства. Но необходимо иметь в виду, что большие налоги могут подорвать стимулы к труду и инвестированию, сократить поступления в бюджет. Кроме того, высокие налоговые ставки сами по себе являются инфляционными факторами. В мире наблюдается общая тенденция к снижению ставок налога на прибыль. Это дает импульс инвестициям, росту производства и занятости, а значит — и доходов, подлежащих налогообложению. Кроме того, нужно пойти на снижение государственных расходов за счет структурной перестройки производства, демилитаризации и конверсии, формирование новых рынков (информации, средств связи и т. д.). В случае, когда инфляционная обстановка нетерпима, используется тактическое антиинфляционное напряжение.

Антиинфляционная тактика должна быть направлена на увеличение предложение товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий.