Сущность финансовой политики государства

5. В последние годы в России, как и во всем мире, финансы приобрели самодов­леющее значение. Фондовый рынок породил необузданную игру и погоню за высокими спекулятивными доходами, например, на базе так называемых ролловых операций и т.д. Новые финансовые операции настолько изощренны и отделены от материального субстрата экономики, реальных (нефинансовых) услуг, что для обозначения таких яв­лений возникли новые термины: экономика «мыльного пузыря», «бумажная экономи­ка», «финансовые пирамиды» и т.д.

6. Финансовая политика России как по используемым инструментам, так и особен­но по эффективности функционирования институтов финансовой власти существенно отстает от мировых стандартов в этой области. В то же время рекомендации Междуна­родного валютного фонда используются механически без необходимой адаптации к российским условиям. Наибольшее отставание наблюдается в бюджетном планирова­нии, исполнении бюджета, управлении внутренним и внешним долгом, осуществлении контроля и надзора за функционированием фондового рынка.

7. Качество кадрового обеспечения финансовой политики не соответствует задачам выхода страны из кризиса из-за недостаточного внимания государства к подготовке кадров финансистов в сфере государственных финансов на протяжении десятилетий. Вероятно, кадровый потенциал даже ниже уровня начала века, 24-30-х и 40-60-х го­дов.

При классификации финансовой политики, ее стержневых элементов можно выде­лить следующие критерии /1,6/.

1. Главный критерий - роль финансов в экономике и их соотношение с физической экономикой, материальным производством и услугами нефинансового характера.

2. Вторым субстанциональным критерием является базисная категория, определяю­щая структуру финансового механизма, его действующие элементы (прибыль, чистый доход, валовой продукт и т.д.).

3. Третьим критерием является роль государственного бюджета в социально-эконо­мическом развитии. Здесь возможны разные сценарии.

Первый исторический сцена­рий: функциональная перегруженность бюджета вплоть до прямого финансирования за счет бюджета не только социальных расходов, расходов на образование, здравоохране­ние, культуру и оборону страны, но и большей части расходов на капитальные вложе­ния в реальный сектор.

Второй исторический сценарий: минимизация роли бюджета в соответствии с концепцией «минимального государства». Это означает максимальную приватизацию государственной собственности, почти полное отстранение государства от финансирования реального сектора и производственных капитальных вложений.

Третий исторический сценарий:

доля бюджета в ВВП связана с концепцией эффек­тивного государства, т.е. его доля в расходах определяется исходя из оптимизации вы­полнения государством функций, с тем чтобы эффективность и затрат и ресурсов стремилась к максимуму. Таким образом, личное благосостояние большинства граждан будет зависеть от финансового благополучия народного хозяйства и сбалансированно­сти бюджета.

4. Денежный фактор; устойчивость рубля и цен как

основа устойчивости финансо­вой системы и ее важного звена - государственного бюджета. Как только обесценение рубля доходит до критического уровня, доходы государства перестают быть основой благополучия государства, инфляция подрывает мотивацию предпринимательской и любой другой деятельности человека.

5. Взаимосвязь отечественной и мировой финансовой системы, роль внешних зай­мов и иностранных инвестиций, а также роль международных финансовых организаций в определении финансовой политики России.

С позиции этих критериев весь исторический процесс формирования и изменения финансовой политики нельзя представить однозначно как развитие по восходящей ли­нии или какразвитие циклического характера. Он носит более сложный характер. Это связано с изменением целей экономической политики, влиянием внешних условий и факторов, которые представляют возможную угрозу изменения геополитического по­ложения России.

По многим указанным выше критериям конец XIX века, первое десятилетие XX столетия вплоть до первой мировой войны идентичны финансовой политике 1924-1928 гг. и 1991-1999 гг. /4,8/. В указанные периоды финансовая политика играла самостоя­тельную роль, не подчиняясь плановым директивным заданиям, при этом прибыль и чистый доход являлись критериями эффективности субъектов рынка.

Финансовая политика в первом десятилетии XX в. и в 1924-1929 гг. базировалась на твердом рубле, обеспеченном золотом. Общим результатом финансовой политики этих двух периодов явился значительный рост экономики. В 1900-1913 гг. выделяются два периода - 1900-1908 гг. и 1909-1913 гг. Как пишет Р.А. Белоусов, «каждые два-три года (в 1900-1908 гг.) происходил небольшой спад или сбой в выпуске ва­ловой продукции (промышленности) /3/. Однако в целом сохранялась тенденция хотя и медленного, но все же поступательного развития. Среднегодовые темпы прирос­та за весь период составили 4,5-4,7%. В 1909-1913 гг. темп роста промышленности ускорился и в среднем составил 7,4%. Если оценивать функционирование рыночной системы по среднегодовым темпам прироста промышленной продукции, то в целом за период 1885-1913 гг. он составил 3,4%.

Перейти на страницу: 1 2 3