Функция денег как меры стоимости.

Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия их урав­нивания. Все товары выступают продуктами общественно необхо­димого труда, поэтому действительные деньги (серебро и золото), обладающие стоимостью, могут стать мерой их стоимости. При этом измерение стоимости товаров деньгами происходит идеаль­но, т.е. у товаровладельца не обязательно должны быть наличные деньги.

Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Она определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство и реализацию. В основе цен и их движе­ния — закон стоимости. Цена товара формируется на рынке, и при равенстве спроса и предложения на товары она зависит от стоимости товара и стоимости денег. При функционировании действительных денег цена на товары прямо пропорциональна стоимости этих товаров и обратно пропорциональна стоимости денег. В связи с несоответствием спроса и предложения на рынке цена товара неизбежно отклоняется от его стоимости. По таким отклонениям цен (вверх и вниз) от стоимости товаропроизводителя определяют, каких товаров произведено недо­статочно, а каких — в избытке.

При золотом стандарте цены зависели от стоимости товара, поскольку стоимость денег-золота была относительно постоян­ной. При бумажно-денежной и банкнотной системах цены на товары выражаются в знаках стоимости, не обладающих собст­венной стоимостью, поэтому они не могут точно отражать цен­ность товаров. Отсюда вытекают различия в ценах, одного и то­го же товара, что затрудняет принятие товаропроизводителем правильных рациональных решений о производстве товаров.

Количественная оценка стоимости товара в деньгах, т.е. це­на товара, обеспечивает возможность соизмерения не только продуктов общественного труда, но и части одного и того же денежного товара — серебра или золота. Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному масштабу, т.е. выразить их в одинаковых денежных единицах. Масштабом цен при металлическом обращении называется ве­совое количество денежного металла, принятое в данной стра­не за денежную единицу и служащее для измерения цен всех других товаров.

Между деньгами как мерой стоимости и деньгами как масшта­бом цен имеются существенные различия. Деньги как мера стои­мости относятся ко всем остальным товарам, возникают стихийно, изменяются в зависимости от количества общественного труда, за­траченного на производство денежного товара. Деньги как мас­штаб цен устанавливаются государством и выступают как фикси­рованное весовое количество металла, изменяющееся со стоимо­стью этого металла. Первоначально весовое содержание денежной единицы совпадало с масштабом цен, что нашло отражение в на­званиях некоторых денежных единиц. Так, английский фунт стер­лингов в прошлом действительно весил фунт серебра. В ходе исто­рического развития масштаб цен обособился от весового содержа­ния денежной единицы.

С установлением господства неразменных кредитных денег масштаб цен претерпел существенные изменения. Государство устанавливает:

а) название денежной единицы, порядок ее выпуска и изъя­тия, а также ее купюрность;

б) порядок выпуска более мелкой денежной единицы, изго­тавливаемой, как правило, из дешевых металлов, определяя ее соотношение к основной денежной единице;

в) правила обращения наличных и безналичных денег;

г) валютный курс национальной денежной единицы к ино­странным, исходя из спроса своей валюты, и публикует его в официальной печати.

Господство знаков стоимости кредитных денег модифицирует функцию денег как меры стоимости.

В условиях капиталистических отношений деньги обслужи­вают не просто обмен товаров, а обмен производительного, то­варного, финансового капитала, выступая как денежный капи­тал. Современные деньги становятся денежным капиталом в результате участия их в кругообороте промышленного капита­ла, в процессе функционирования которого создается добавоч­ная стоимость (прирост капитала). Денежный капитал, с одной стороны, обеспечивает производство товаров, а с другой, — со­здает условия для реализации товарного капитала, включающе­го прирост.

Перейти на страницу: 1 2