Особенности финансовой политики 1992-1998 гг.

В анализируемый период финансовая политика формировалась под влиянием следующих фак­торов /3,4/:

1) начатая в 1990 г. радикализация экономических реформ в сторону создания мно­гоукладной рыночной экономики, опирающейся на свободное предпринимательство;

2) обострение политической борьбы по вопросу выбора пути трансформации совет­ского общества;

3) непредвиденный многими реформаторами распад СССР и в силу этого неподго­товленность вычленения финансовой системы России из общей финансовой системы СССР;

4) обострение финансового и в целом экономического кризиса в 1991 г. из-за не­достаточной эффективности эволюционных мер реформирования ценообразования, внешнеэкономических связей, хозрасчета предприятий. Во всяком случае, реформато­ры и общественность ожидали от этих реформ больше, чем они смогли дать. Счита­лось, что базовой основав финансовой и в целом экономической политики являются либерализация цен и внешнеэкономических связей, обеспечение конвертируемости ва­люты и приватизация собственности. Именно в эту систему встраивались цели и меха­низмы реализации финансовой политики.

Освобождение цен привело к их многократному росту: в 1992 г. потребительские цены выросли в 26,1 раза, тогда как авторы идеи либерализации цен ожидали их роста в 3-4 раза. При таком росте цен ни о какой устойчивости рубля, доходов бюджета и доходов населения не могло быть речи. Поэтому главной целью финансовой политики становится снижение темпов роста цен и инфляции. Рост цен, несомненно, связан с бюджетным дефицитом, поскольку чрезмерный спрос на деньги ведет к росту цен. Та­ким образом, ставилась задача снизить бюджетный дефицит до 3%, а затем в 1999 г. полностью обеспечить первичный профицит бюджета (доходы бюджета на 1,5-2% должны быть выше расходов). Ликвидация бюджетного дефицита потребовала форми­рования нового подхода к бюджетным расходам, разгрузки бюджета финансирования народного хозяйства. В федеральном бюджете 1998 г. расходы на народное хозяйство составили 12,07%, примерно столько же - в региональных бюджетах. Общая сумма бюджетных расходов на экономику сократилась по сравнению с 80-ми годами в 3-4 раза. Федерализация экономических отношений, разделение прав и ответственности федерального, регионального и местного (муниципального) уровней управления приве­ли и к разделению бюджетной системы на три автономных уровня. В результате доля доходов федерального бюджета в общем объеме доходов федерального бюджета и бюд­жетов субъектов Федерации снизилась с 70% в 1992 г. до 49% в 1996 г., а доля регио­нов возросла соответственно с 30 до 51%. Возникла новая сфера финансовой политики - межбюджетные отношения, которые требовали нормативного упорядочения. Поя­вились новые инструменты этих отношений - трансферты, субсидии. Наряду с реформированием расходной части бюджета была проведена реформа доход­ной части бюджета. Вместо преимущественно двухканальной системы платежей в бюд­жет была введена многоканальная система налогов.

Изменился механизм финансирования бюджетного дефицита /2,3,4/. Вместо прямого заим­ствования средств у Центрального банка РФ возникла система государственных крат­косрочных обязательств, эти долги государство стало продавать субъектам рынка, нере­зидентам и населению. В связи с этим в классификации бюджетных расходов появи­лась специальная статья - обслуживание внутреннего долга. Децентрализация косну­лась и системы управления финансами. Часть финансовых функций наряду с Минфи­ном РФ стали выполнять вновь созданные финансовые учреждения: Государственная налоговая служба (с 1998 г. - Министерство по налогам и сборам), Федеральная служ­ба налоговой полиции. Счетная палата, Государственный таможенный комитет. Феде­ральная служба по валютному контролю, правления ряда внебюджетных фондов (Пенсионный и т.д.). В связи с вертикальной и горизонтальной децентрализацией фи­нансовых ресурсов доля децентрализованных финансовых ресурсов существенно со­кратилась, а доля средств у субъектов рынка возросла.

Прежде всего «лишние» деньги появились у коммерческих банков, которые и стали основными покупателями ГКО, - их привлекали высокие дивиденды. По существу, выкупая у государства ГКО и получая при этом 60-70% годовых, при снижении ин­фляции капиталы многих коммерческих банков в течение года удваивались.

Перейти на страницу: 1 2