Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования

12. Единство таможенной территории Российской Федерации. Таможенная территория - это территория, в пределах которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.[3] Таможенная территория РФ также определяется как сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними. Таможенная территория также определена в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации с искусственными островами, установками и сооружениями, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела[4]. Принцип единства таможенной территории нацелен на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного партикуляризма. Он исключает возможность появления внутренних таможенных границ.

13. Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Тот или иной метод регулирования предполагает использование конкретных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые условно могут быть объединены в следующие группы:

- таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);

- паратарифные инструменты, использование которых формально не связано с регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые налоговыми органами);

- валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.);

- антидемпинговые и компенсационные полшины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий;

- государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;

- установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет соответствия национальным стандартам безопасности и качества;

- контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и (или) импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени;

- лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и (или) импортных операций.

14. Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип тесным образом связан с конституционным принципом юридического равенства, признания защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, по сравнению с предоставленными другим субъектам.

15. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Если интересы участников внешнеторговых операций пострадали из-за участия Российской Федерации в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета. Для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Российская Федерация может вводить ответные меры.

16. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике РФ в целом. Очевидно, что данным принципом не исключается возможность государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. В целом ряде ситуаций государство не только может, но и обязано вмешаться во внешнеторговую деятельность, осуществив тем самым защиту основ конституционного строя, нравственности, законности, прав и законных интересов других лиц. Исключением являются лишь случаи неоправданного вмешательства.

Лица, осуществляющие в РФ валютные операции, в целях валютно-правового регулирования делятся на резидентов и нерезидентов.

К резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся:

- физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

Перейти на страницу: 1 2 3