Показатели рентабельности

Показатели рентабельности являются относительными ха­рактеристиками финансовых результатов и эффективности дея­тельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиции и группируются в соответствии с интере­сами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Производные от прибыли относительные показатели позво­ляют оценивать результативность вложенных средств и исполь­зуются в экономических расчетах и финансовом планировании.

Виды показателей рентабельности подразделяются на четы­ре основные группы:

рентабельность предприятия;

рентабель­ность продукции;

рентабельность производственных фондов;

рентабельность капитала (активов) предприятия.

Рентабельность предприя­тия - это показатель, кото­рый является важной харак­теристикой факторной среды формирования прибыли пред­приятия. Исходя из этого дан­ный показатель является обязательным элементом сравнитель­ного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

Эта группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показа­телям прибыли, валовых расходов и валового дохода предпри­ятия, и рассчитывается как отношение прибыли к валовому доходу или прибыли к валовым расходам. Расчет данной груп­пы показателей можно представить схематично:

Налогооблагаемая прибыль Налогооблагаемая прибыль

Валовой доход Скорригированный валовой доход

Чистая прибыль Чистая прибыль

Валовой доход Скорриктированный валовой доход

Налогооблагаемая прибыль Чистая прибыль

Валовые расходы Валовые расходы

Рентабельность продукции можно рассчитать по всей про­данной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от продажи продук­ции к затратам на ее производство и обращение. Показатели рентабельности по всей проданной продукции дают представле­ние об эффективности текущих затрат предприятия и доходнос­ти продаваемой продукции. Во втором случае определяется рен­табельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция продается потребителю, и расходов по данному ее виду. Схематично расчет данной группы показате­лей может быть представлен:

Прибыль от продажи продукции Прибыль от продажи продукции

Доход от продажи продукции Расходы на производство и

Перейти на страницу: 1 2 3