Планирование прибыли

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования и важный участок в финансово-экономической работе предприятия. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать те из них, что обеспечи­вают максимальную прибыль. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Сложившаяся в Украине экономическая ситуация крайне за­трудняет годовое планирование, и предприятия могут состав­лять более или менее реальные плацы по прибыли по кварта­лам. Поскольку в настоящее время планирование прибыли «привязано» к расчету авансовых платежей по налогу на при­быль и порядку внесения их в бюджет, то составление кварталь­ных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявлен­ным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако более важной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

В настоящее время в связи с постоянно меняющимися ус­ловиями хозяйствования и с тем, что прибыль определяется в целом по предприятию, исходя из объема валового дохода, валовых расходов и величины амортизации, наиболее приемле­мым для планирования прибыли является аналитический метод.

Суть данного метода состоит в том, что по известным в предшествующем периоде фактической себестоимости и дохо­де от продажи продукции определяют базовую рентабельность. Например, фактическая себестоимость составляет в базисном году 1300 тыс. грн., а доход от выпуска и продажи продукции составляет 1800 тыс. грн., тогда рентабельность равна 27% ((1800—1300) : 1800).

С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчи­тывается прибыль планируемого периода на объем валового дохода планируемого периода. Например: базовая рентабель­ность составляет 27%, валовой доход предприятия в планируе­мом периоде ожидается 2000 тыс. грн., тогда планируемая при­быль составит 540 тыс. грн. (2000х0,27).

При таком расчете плановой прибыли будет учтено влияние только первого фактора - объема валового дохода. Для учета других факторов далее расчет ведется в определенной последо­вательности:

1) рассчитывается изменение (+, -) валовых расходов в планируемом периоде за счет изменения цен на сырье, материалы, других факторов валовых расходов предприятия планируемого периода по сравнению с базисным периодом (например, +100 тыс. грн.);

2) рассчитывается изменение амортизационных отчислений за счет движения основных фондов и нематериальных активов предприятия, применения ускоренной амортизации (например, -10 тыс. грн.);

3) определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности выпускаемой продукции, исходя из ее рентабельности (например, за счет увеличения доли более рентабельной продук­ции ожидается увеличение прибыли планируемого периода на 20 тыс. грн.);

4) после обоснования цены на продукцию планируемого пе­риода определяется влияние изменения цен (например, за счет падения цен ожидается снижение прибыли на 10 тыс. грн.);

5) влияние на прибыль всех перечисленных факторов опреде­ляется путем их суммирования. В нашем примере 640 тыс. грн. (540 + 100 - 10 + 20 - 10), т. е. прибыль планового периода составит 640 тыс. грн.;

6) если учесть изменение прибыли в непроданных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода (например, -30 тыс. грн.), то окончательно величина планируе­мой прибыли составит 610 тыс. грн. (640-30).

Аналитический метод планирования прибыли показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обес­печивает их достоверности, прежде всего, из-за постоянно меня­ющихся условий хозяйствования.