Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели ипроблемы коли­чественной оценки.

Количественная оценка

бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следую­щими факторами:

1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе эконо­мики, что приводит к объективному завышению размеров бюд­жетного дефицита и государственного долга. Позвоните очаровательной проститутке, если вам не избытке секса в своей жизни. Всегда прекрасные индивидуалки уже готовы прийти к вам в гости, чтобы вкусить блаженство приятным трахом без лимитов.

2) Важная статья государственных расходов - обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепен­ное погашение основной суммы долга (амортизация долга).

Государственные расходы должны включать только реаль­ный процент по государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD ), где D - величина государ­ственного долга, Rr - реальная ставка процента, Rn - номи­нальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит часто завышается на величину pD, так как, по уравнению Фишера, p = Rn- Rr. При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной,

Rn-p

так как в периоды роста инфляции Rr = ———.

1 + p

Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины госу­дарственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики прави­тельства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необ­ходима поправка на инфляцию:

Реальный Номинальный Величина Темп дефицит

=

дефицит - государственного х инфляции. госбюджета госбюджета долга

на начало года

3) При оценках дефицита государственного бюджета на макроэкономическом уровне, как правило, не учитывается состояние

бюджетов субъектов (областей) данного государства, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономер­ность характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета проис­ходит завышение.

4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом государственного ­бюджета как в индустриальных, так и в переходных эконо­миках, в том числе и в России, существует его скрытый дефи­цит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятель­ностью Центрального Банка, а также государственных предприя­тий и коммерческих банков.

К числу квазифискальных операций относятся:

а) финансирование государственными предприятиями избыточ­ной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на на­чальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд (просрочен­ных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.) Эти креди­ты выплачивают, в основном, за счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных экономиках весьма значительны;

в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на за­купки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинанси­рования коммерческим банкам на обслуживание недейст­вующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяй­ственных, промышленных и жилищных программ по льгот­ным ставкам и т.д.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактичес­кого бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на еже­годно сбалансированный бюджет.

Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надеж­ными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные показа­тели задолженности.

Показатели запаса, характеризующие

1) Долг бремя долга в более долгом периоде,

ВНП то есть степень зависимости

национальной экономики от прошлого

2) Долг притока иностранного капитала

Экспорт товаров и услуг

Показатели потока: чем они

3) Сумма обслуживания выше, тем в более активной

долга ВНП краткосрочной корректировке

4) Сумма обслуживания нуждается внешнеторговая и

долга валютная политика в целях

Экспорт товаров и услуг уравновешивания платежного

Баланса (особенно если велика

Перейти на страницу: 1 2 3