Бюджетная политика и исполнение бюджета в 2002 году

Основной отличительной особенностью федерального бюджета на 2002 год является его направленность на достижение сбалансированности государственных финансов. Необходимо отметить, что это первый проект федерального бюджета, предусматривающий превышение доходов над расходами, что положительно характеризует развитие бюджетной политики. При этом, из ожидаемого профицита в 1,6 процента ВВП треть планируется использовать в текущем году, остальная часть (около 1 % ВВП) пойдет на формирование финансового резерва. Второй отличительной особенностью бюджета является базирование его доходной части на новых главах второй части Налогового кодекса, которые вступают в действие с 1 января 2002 года. Речь идет о двух главах: Налог на прибыль организаций (гл. 25) и Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26). Изменения налогового законодательства, зафиксированные в данных главах, внесли изменения в части подхода налогообложения и ставок налога на прибыль предприятий и организаций, а также налогообложения добычи полезных ископаемых.

В 2002 году при некотором снижении темпов роста по важнейшим показателям продолжился экономический рост: увеличились объемы валового внутреннего продукта, промышленного и сельскохозяйственного производств, инвестиций в основной капитал, внешнеторгового оборота. Рост доходов федерального бюджета обеспечивается также за счет реализации мер по совершенствованию налогового администрирования, усилению контроля за соблюдением налогового законодательства, устранению недостатков в налоговом и бюджетном процессах[5].

Номинальный объем налоговых поступлений возрос также в результате роста цен, превышения уровня инфляции, принятого при расчете бюджета. В январе-декабре 2002 года уровень инфляция составил 15,1 % при 12,0 %, принятых при утверждении бюджета. Существенное влияние на формирование налоговых доходов федерального бюджета в 2002 году оказали изменения, внесенные в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации. По оценке за счет этих изменений налоговые доходы федерального бюджета увеличились на сумму порядка 60 млрд. рублей. В то же время задание по сбору налогов в федеральный бюджет, установленное Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год», выполнено на 98,3 процента. Отставание в выполнении бюджетного задания по налоговым доходам является, прежде всего, следствием замедления темпов экономического роста, ухудшения финансового положения многих предприятий и организаций к концу года. В то же время проверки Счетной палаты Российской Федерации показывают, что многие предприятия скрывают доходы, уклоняются от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, минимизируют налоговые платежи, используя при этом недостатки налогового и таможенного законодательства.

Анализ бюджета 2002 г. (по отношению к бюджету 2001 г.), принятого Государственной Думой на основе проекта Правительства, показывает нижеследующие приоритеты (в отношении приростов расходов):

Важнейшие направления расходов бюджета-2002 (приросты в млрд. рублей в ценах 2001г. и в % к расходам 2001г.)

Направления расходов

Прирост

из них Гос. Дума

по абсолютному приросту лидируют:

1.

Финансовая помощь бюджетам иных уровней

+40,28

+21,6%

+8,2%

2.

Национальная оборона

+31,55

+14,7%

+0,6%

3

*

Дорожное хозяйство

+30,96

+109%

+43%

4.

Социальная политика (без ПФ)

+21,44

+19,9%

+1,1%

5.

Образование

+19,56

+40,1%

+1,5%

6.

Правоохранительная деятельность

+18,89

+14,4%

+3,6%

по относительному приросту лидируют:

1.

Военная реформа

+10,1

+238%

0,0%

2.

Транспорт, связь, информатика

+4,2

+191%

+130%

4.

Исслед. и использование космоса

+3,85

+84%

+0,6%

5.

Охрана окружающей природ. среды

+3,62

+76%

+1,3%

6.

Международная деятельность

+16,06

+73%

+2,7%

Перейти на страницу: 1 2 3