Структурные особенности и основные характеристики федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»

Характерной особенностью законопроекта является достижение бюджетной сбалансированности в условиях изменения налогового законодательства, направленного на снижение налоговой нагрузки на экономику, ограничения роста непроцентных расходов, продолжения реализации реформы межбюджетных отношений в рамках Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, необходимости оптимизации и существенного повышения эффективности бюджетных расходов, внедрения современных методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных результатов.

Федерального бюджета на 2004 год рассчитан исходя из оптимистического прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2004 году, в соответствии с которым объем ВВП должен составить 15 300,0 млрд. рублей, темпы его роста - 105,2 % к уровню 2003 года, целевой уровень инфляции - 108 - 110 %, среднегодовой курс рубля к доллару США - 31,3 рубля за доллар США.

Доходная часть

В соответствии с заявленными Правительством Российской Федерации подходами доходы федерального бюджета на 2004 год сформированы в сумме 2 742,9 млрд. рублей, исходя из мировой цены на нефть марки URALS 22,0 доллара США за баррель, расходы федерального бюджета на 2004 год рассчитаны в объеме 2 659,4 млрд. рублей на основе мировой цены на нефть марки URALS 20,0 доллара США за баррель и профицит проекта федерального бюджета определен в объеме 83,4 млрд. рублей.

В структуре доходов федерального бюджета на 2004 год налоговые доходы занимают 75,5 %, что ниже утвержденного уровня 2003 года (78,3 %), неналоговые доходы - 8 % (6 %), доходы целевых бюджетных фондов - 0,5 % (0,6 %) и доходы от поступлений по единому социальному налогу - 16 % (15,1 %).

Доходы федерального бюджета на 2004 год без учета перечислений по единому социальному налогу предусматриваются в объеме 2 304,6 млрд. рублей, доходы от поступлений по единому социальному налогу - 438,2 млрд. рублей. Существенной особенностью законопроекта является бюджетная политика в области доходов, направленная на сокращение объема финансовых ресурсов, перераспределяемых через бюджетную систему. Так, если ежегодный прирост доходов федерального бюджета (без учета ЕСН) в реальном выражении за 2001 - 2003 годы составлял в среднем 5,8 %, то в 2004 году - только 2,3 %. При этом доля доходов федерального бюджета (без учета ЕСН) к ВВП сокращается с 15,7 % в 2003 году до 15,1 % в 2004 году.

Налоговые доходы. Снижение роста проектируемых доходов федерального бюджета в 2004 году в значительной мере обуславливается проведением налоговой реформы, обеспечивающей в 2004 году снижение налоговой нагрузки на экономику на 1 % ВВП, что, по оценке, представленной в материалах к законопроекту, может позволить увеличить темпы роста ВВП на 0,3 процентного пункта. Важной причиной проектируемого снижения роста доходов федерального бюджета в 2004 году является также прогнозируемое падение мировых цен на нефть с 26,0 доллара США за баррель в 2003 году до 22,0 доллара США за баррель в 2004 году.

При расчете налоговых доходов федерального бюджета на 2004 год учтены принятые изменения налогового законодательства в части снижения основной ставки НДС (с 20 % до 18 %), снижения ставок вывозных таможенных пошлин на товары (за исключением нефти, нефтепродуктов и газа), увеличения базовой ставки НДПИ на нефть (с 340,0 рубля за тонну до 347,0 рубля за тонну), а также увеличение ставки вывозной пошлины на природный газ (с 5 % до 30 % при отмене акциза на газ). Вместе с тем при формировании налоговых доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации на 2004 год в расчеты включены изменения, произведенные на основе не принятых и не вступивших в законную силу изменений Налогового кодекса Российской Федерации в части налога на имущество организаций, водного налога, сбора за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами, а также специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога. Это вносит неопределенность в оценку обоснованности расчетов налоговых доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации на 2004 год.

В структуре налоговых доходов федерального бюджета на 2004 год наибольший удельный вес занимают налог на добавленную стоимость (47,7 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции составляют 25,7 % и налог на прибыль - 7,9 %. В 2004 году наиболее существенное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с утвержденным в 2003 году уровнем предусматривается по налогу на прибыль (на 7.7 %) в связи с предусматриваемой передачей 1-процентного пункта федеральной ставки данного доходного источника в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации. При снижении ставки по налогу на добавленную стоимость с 20 % до 18 % поступления по данной статье доходов федерального бюджета на 2004 год увеличиваются на 4,5 % по сравнению с утвержденным в 2003 году уровнем.

Перейти на страницу: 1 2 3 4