Товар и его свойства.

Многие экономические учения во главу угла ставят вопрос о свойствах товаров, и, прежде всего, вопрос об их стоимости. Мы уже рассмотрели тезис о том, что товар – это продукт человеческого труда, способный удовлетворять какую-либо потребность человека и предназначенный для обмена или продажи. Итак, во-первых, товар всегда должен быть предназначен для удовлетворения какой-либо из потребностей человека. Де Квинси излагает это таким образом: «любой товар должен, прежде всего, служить средством для достижения той или иной желаемой цели».[17] Примерно такой же точки зрения придерживался и К.Маркс: «Товар есть, прежде всего, внешний предмет, вещь, которая, благодаря её свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности».[18] Действительно, продукт труда, если он не удовлетворяет никакой потребности, если он не может быть чем-либо полезен, такой продукт никогда не будет продан или обменен, т.е. он уже не будет являться товаром по своей сущности. Прежде, чем товар будет продан или обменен, он должен обладать некой полезностью. И эту полезность К.Маркс назвал потребительной стоимостью. «Полезность вещи делает её потребительной стоимостью. Но эта полезность не висит в воздухе. Обусловленная свойствами товарного тела, она не существует вне этого последнего. Поэтому товарное тело, как, например, железо, пшеница, алмаз и т.п., само есть потребительная стоимость, или благо».[19] Этот термин потребительной стоимости он позаимствовал для своих исследований у Джона Локка, говорившего, что: «Естественная стоимость какой-либо вещи состоит в ее способности служить удобством человеческой жизни».[20] Термин «потребительная стоимость» является очень удачным по своей сути, и, поэтому, мы будем широко использовать его в дальнейшем. Итак, потребительная стоимость – это полезность вещи, ее способность удовлетворять какие-либо потребности человека.

Целый ряд исследователей, таких как Джон Стюарт Милль, Бем-Баверк, Джемс Милль предпринимали попытки найти закономерности пропорций обмена товаров из их полезностей, т.е. из их потребительных стоимостей. Они считали, что ценность товара зависит прямо пропорционально от его полезности. Отчасти это утверждение верно, но лишь отчасти, и оно не заслуживает детального анализа. Полезность товара не может быть единственным мерилом его ценности. Критика таких теорий весьма обширна, но здесь можно ограничиться всего несколькими контраргументами. Например, алмаз для человека имеет гораздо меньшую полезность, чем хлеб, ибо хлеб удовлетворяет одну из основных потребностей человека, а алмаз самую, что ни на есть второстепенную. Однако алмаз имеет ценность несравнимо более высокую, чем хлеб. История не знает таких примеров, чтобы во времена даже самого жестокого голода килограмм хлеба обменивался на килограмм алмазов.

Несомненно, что товары обмениваются благодаря тому, что они имеют потребительную стоимость, но пропорции этого обмена очень мало зависят от этих потребительных стоимостей товаров.

Не всякая вещь, даже имеющая потребительную стоимость, может являться товаром. Если данная конкретная вещь произведена для личного потребления и не имеет своей целью быть проданной или обмененной, то она не является товаром. Товаром может быть только такой предмет, который является объектом обмена или продажи, т.е. предназначен для рынка.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6