Анализ спроса.

Рис. 6. Смещение кривых спроса

В данном конкретном случае мы имеем дело с выходом производителя на другую группу потребителей с другим, более высоким уровнем суммы экономических мотиваторов.

В системе выстроенной Самуэльсоном, есть одно весьма любопытное место, подтверждающее теорию экономических мотиваторов. Именно – его трактовка изменения величины спроса. Самуэльсон пишет, что любое повышение спроса вызывает перемещение кривой спроса вправо-вверх, т.е. изменение спроса вызывает перемещение кривой спроса относительно его прежнего месторасположения. Графически это выглядит следующим образом:

Рис. 7. Перемещение кривой спроса при повышении спроса

d’

d

Самуэльсон подкрепляет свое предположение конкретным примером. Когда, ученые открыли дополнительные полезные свойства для человеческого организма такого продукта как говяжья печень, то цены на нее резко подскочили вверх. Однако объем продаж при этом не изменился. Здесь Самуэльсон интуитивно затронул вопрос об экономических мотиваторах. Действительно, этот пример показывает, что печень, кроме того, что она служит продуктом питания, стала дополнительно выполнять роль лекарственного средства, что значительно увеличило количество желающих купить говяжью печень по ее трудовой стоимости, что, в свою очередь, увеличило сумму экономических мотиваторов покупателей. Теперь печень стала распределяться с помощью более высоких цен среди ограниченного количества потребителей. Теперь мы можем дать точный ответ на вопрос, почему гипербола спроса при повышении спроса перемещается именно вверх-вправо, а не, например, просто вверх или просто вправо. Это происходит вот почему: 1) перемещение вверх обусловлено тем, что при возросшей сумме экономических мотиваторов, возрастает цена товара, если не увеличивается при этом выпуск товара (рис. 8); 2) при неизменности цен рост суммы экономических мотиваторов вызывает рост объема продаж, что приводит к перемещению графика вправо (рис. 9). Эти два фактора, суммирование вместе вызывают перемещение кривой спроса вправо-вверх. Иногда, под воздействием каких-либо внешних факторов, таких как реклама или другие методы стимулирования, спрос может иметь склонность к постоянному росту, что вызывает постоянное перемещение гиперболы спроса вверх-вправо. Одновременное повышение суммы экономических мотиваторов продавцов может исказить этот график и придать ему вид мнимой кривой спроса с повышенным коэффициентом эластичности (рис. 10).

Рис. 8. Перемещение кривой спроса при возрастании цены

Рис. 9. Перемещение кривой спроса при увеличении продаж

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5