Общественно необходимый труд

Необходимо дополнить, что в отличие от утверждения К.Маркса, что общественно необходимый труд есть средние затраты в данном обществе, мы считаем, что общественно необходимые затраты труда есть средние затраты труда на данном рынке. Если рынок локальный и изолированный, то общественные затраты труда исчисляются как средневзвешенные затраты среди производителей на данном локальном изолированном рынке. Если же товары конкурируют между собой на национальном рынке, в общенациональном масштабе, то общественно необходимый труд определяется как средневзвешенные затраты труда среди всех производителей однотипных товаров во всей стране. В случае, когда товары конкурируют между собой в мировом масштабе, на международном рынке, то общественно необходимый труд определяется как средневзвешенные затраты труда среди всех производителей данных товаров, участвующих в мировой торговле.

Следует оговорить одну немаловажную деталь. Если мы сравниваем какие-то однотипные товары, то при определении общественной стоимости рынок обязательно учитывает такой фактор как качество товаров. Вполне естественно, что при покупке товаров разного качества потребители проявляют разные по силе экономические мотиваторы. Кроме того, товары, дифференцированные по качеству, имеют разную покупательскую аудиторию. Поэтому, при более детальных исследованиях, мы всегда должны учитывать, что разные по качеству товары не могут быть сравнимы между собой, поскольку охватывают разные сегменты потребителей. Например, если на рынке мужских костюмов существует два производителя А и В, которые производят товары, схожие по своему предназначению, одинаковые по своей трудовой стоимости, т.е. тратят одинаковое количество труда на каждую единицу товара, но, при этом, производитель А имеет больший опыт и более подготовленный персонал вследствие чего его костюмы сшиты более качественно и имеют более утонченный дизайн по сравнению с продукцией производителя В. Данные мужские костюмы не надо сравнивать между собой, поскольку – это, по сути, разные товары. Хотя они и имеют одинаковую общественную стоимость, но цену они будут иметь разную, поскольку в формировании коэффициента ратификации товара А будут участвовать потребители, которым важно качество товара, а в формировании коэффициента ратификации для товара В эта категория потребителей участвовать не будет, т.е. коэффициент ратификации товара А будет выше, чем для товара В, поскольку в сумме экономических мотиваторов для товара А будет принимать участие больше претендентов. Поэтому, в дальнейшем своем исследовании, сравнивая какие-либо товары между собой, мы для облегчения восприятия примем к сведению, что эти товары абсолютно одинаковые по качеству. Такой подход к дифференциации товаров по качеству дает нам более полное понимание, почему более качественные товары иногда значительно дороже, чем их менее качественные заменители.

После прочитанного выше может возникнуть вполне логичный вопрос: «Кто и как измеряет затраты энергии человека при производстве товаров?» Ответ на данный вопрос вполне очевиден – это рыночный механизм ценообразования. Хотя и существует такая наука как эргономика[43], которая и занимается такими вещами как измерение затрат человеческой энергии при различных видах деятельности. Существуют даже специальные методики и технологии для такого рода измерений. Но, однако, в широком масштабе, никто не следит за каждым товаропроизводителем, не стоит над ним с динамометрами, калориметрами и секундомерами, не обматывает их проводами и не подсоединяет каждого к персональному компьютеру. В этом нет никакой необходимости. Процесс измерения общественного труда происходит несколько другим путем. Под действием давления экономических мотиваторов потребителей и продавцов, под действием конкуренции между товаропроизводителями и между потребителями рынок рождает цены на определенные товары. Естественно, что при нормальных условиях обмена, т.е. при достаточном изобилии товаров, способного полностью удовлетворить потребительский спрос, когда рынок не испытывает какого-либо товарного дефицита, или наоборот, не испытывает серьезного излишнего предложения товаров, когда в экономике не наблюдается кризисных явлений, то каждый покупатель индивидуально проявляет экономический мотиватор определенной силы для покупки какого-либо товара. Кроме того, он подсознательно оценивает товар на предмет его стоимости, т.е. энергоемкости. Каждый покупатель имеет какой-то определенный и необходимый доход. В процессе получения этого дохода он тратит свою энергию. Вот эту то свою собственную затраченную энергию, свой доход, он и соизмеряет с покупаемым товаром. Он сравнивает, какую часть своей энергии, выраженной в деньгах, он может обменять на этот товар, в котором заключена энергия товаропроизводителя. Вполне естественно, что он желает, чтобы количество его энергии, отдаваемой за товар, была эквивалентна энергии, содержащейся в товаре. Например, булочник, затратив 5 ккал своей энергии на изготовление определенного количества хлеба, выручил за свой товар 5 долларов. Покупая на рынке ботинки за 5 долларов он мысленно соизмеряет затраты своего труда при получении этих 5 долларов с затратами труда сапожника при изготовлении этой пары ботинок. Если он согласится с самим собой, что это и есть эквивалент его 5 ккал, то он купит эти ботинки. В нормальных условиях, булочник никогда не купит ботинки, если будет уверен, что при их создании владелец ботинок затратил менее 5 ккал. Потому как он уверен, что вполне и сам может сделать ботинки, затратив 5 ккал. Даже если мы будем иметь в виду, что сапожник более квалифицирован, и он затратит при изготовлении ботинок меньше, чем при изготовлении ботинок булочник, то это не означает, что сапожник продаст свои ботинки булочнику больше их реальной стоимости, поскольку в следующий раз сапожнику может понадобиться хлеб, и он будет сравнивать свои затраты труда с затратами труда булочника. И ту сумму, как ему казалось, он выиграл у булочника при продаже ему своих ботинок, он проиграет при покупке хлеба. Вот так в процессе миллионов и миллиардов индивидуальных оперативных сделок купли-продажи и измеряется общественная стоимость с очень высокой степенью точности.

Перейти на страницу: 1 2