Капиталистический способ производства.

Исследование капитализма следует начинать с лингвистического исследования самого слова «капитал». “Capitale” (слово из поздней латыни, от caput –голова) появилось около XII-XIII вв. в значении «ценности; запас товаров; масса денег; или же деньги, приносящие процент. Затем это слово обнаружило тенденцию обозначать денежный капитал купца. Однако затем появилось понятие производительного капитала. Кенэ утверждал: «Всякий капитал есть орудие производства».[53] В более позднее время слово «капитал» принимает значение национального достояния, богатства нации. Совсем по-другому понимал значение этого слова К.Маркс, определявший его как самовозрастающую стоимость. «Капитал – это мертвый труд, который, как вампир, оживает лишь тогда, когда высасывает чужой труд и живет тем полнее, чем больше живого труда он поглощает».[54] Конечно, это очень эмоциональное определение, с налетом классовости и политизированности. Оно больше подходит для политической и идеологической риторики, но не для научного анализа. Однако же, оно дает нам понять, что для Маркса капитал был не чем иным как средством производства. И в этом своем понимании он заблуждался, т.к. капитал – это не просто средства производства – это еще и условия труда, экономическое окружение, производственная система, при которой эти самые средства производства приносят прибавочную стоимость в виде капиталистической прибыли собственнику этих средств производства. Рабовладельческая собственность – это не есть капитал, не является капиталом и феодальная собственность. Капитал – это такое новое и особое производственное отношение, при котором полностью отсутствует любое юридическое или физическое подчинение носителя труда собственнику средств производства, отсутствует какое-либо насильственное принуждение к труду. Рабовладельчество и феодализм основывались на насилии, подкрепленном юридически, оформленном законом, для принуждения рабов или крепостных крестьян к труду. Эксплуатация была узаконена. Капитализм же предполагает полное юридическое равноправие сторон, как собственника средств производства, так и собственника труда.

Мы видим, что в процессе эволюции способов производства, внутри экономической системы одновременно идет постоянный процесс оптимизации использования человечеством получаемой солнечной энергии и аккумулирование этой энергии в виде материальных ценностей общества. Это есть второй закон экономической энтропии, который гласит, что возрастание энтропии постоянно приводит к эволюции энергии, которая последовательно переходит из тепловой (солнечной) энергии в химическую и далее в механическую энергию. Поэтому система, способная производить механическую, химическую или электрическую энергию (работу), должна рассматриваться в первую очередь как источник экономической негэнтропии.