Два вида ратифицированной прибыли.

Ратифицированная прибыль II играет очень важную роль в капиталистическом хозяйстве. Ее роль постоянно и стабильно возрастает. Особенное значение этот вид прибыли получил в XX веке. В погоне за ратифицированной прибылью II каждый предприниматель вынужден постоянно заботиться о качестве производимого им товара, постоянно повышать его полезные характеристики. Этим самым он может добиться повышения силы экономических мотиваторов покупателей своего товара и расширяет круг постоянных потребителей, вовлекая в него новых участников, что, в свою очередь, повышает цену его товара на рынке. Огромную роль в деле повышения силы экономических мотиваторов покупателей играет современная реклама. Реклама использует целый ряд средств увещевания и стимулирования потребителей к приобретению того или иного товара, она выполняет функцию ознакомления потенциальных покупателей с реальными и мнимыми свойствами и качествами товаров, с их реальными и мнимыми преимуществами перед другими, склоняя, в конце концов, потенциального покупателя к совершению акта покупки рекламируемого товара. Современная рекламная индустрия – есть не что иное, как порождение капиталистической изобретательности, нацеленной на единственную и желанную мишень – получение ратифицированной прибыли II.

Однако следует отметить одно очень важное обстоятельство. Получение ратифицированной прибыли II весьма ограниченно по времени. Оно постоянно сталкивается с противодействующими факторами. Возможность извлечения добавочной прибыли из-за повышенного спроса всегда стимулирует предпринимателей увеличивать производство данного товара, что вызывает двоякий эффект: во-первых, это повышает спрос на ресурсы, необходимые для производства данного вида товара, что увеличивает затраты капитала на производство единицы товара; во-вторых, повышающееся производство постепенно нивелирует повышенный спрос. Все это приводит к исчезновению спекулятивной возможности получения ратифицированной прибыли II. Кроме того, повышение коэффициента ратификации товара, кроме увеличения притока новых капиталов, приводит и к повышению спроса на труд в данной отрасли, что приводит, естественно, к повышению коэффициента ратификации труда. Капиталист, выигрывая в получении ратифицированной прибыли II, одновременно может проигрывать в ратифицированной прибыли I. Однако это обстоятельство никого не останавливает, поскольку выигрыш всегда гораздо более ощутим, нежели проигрыш. Даже в том случае, если коэффициент ратификации труда возрастет до величины равной коэффициенту ратификации товара, то масса ратифицированной прибыли II будет превышать убыток от сокращения массы ратифицированной прибыли I. Это можно доказать очень просто. Стоимость товара всегда выше стоимости труда, который его создал. Следовательно, во сколько раз стоимость товара больше стоимости труда, во столько раз выигрыш от ратифицированной прибыли II больше проигрыша от потери ратифицированной прибыли I.

Перейти на страницу: 1 2