Образование средней нормы прибыли и цены производства.

В капиталистическом хозяйстве равномерное и оптимальное распределение капиталов между различными отраслями производства, развитие технологической мысли происходит благодаря ожесточенной и острой борьбе, называемой капиталистической конкуренцией. Необходимо различать конкуренцию внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция есть конкуренция между предприятиями одной и той же отрасли, производящей однородные и однотипные товары, из-за более выгодного сбыта этих товаров и получения добавочной прибыли. Отдельные предприятия имеют различия в условиях производства товаров, отличаются друг от друга размерами, уровнем технического оснащения и организации труда и производства. Из-за различий в условиях производства на различных предприятиях возникает количественная неоднородность и неадекватность индивидуальных стоимостей товаров. Но, как нам известно, цены товаров формируются не на основе индивидуальных стоимостей, а на основе общественной стоимости. Процесс же образования общественной стоимости происходит стихийно, посредством конкуренции между производителями однородных товаров. Общественная стоимость – это есть средняя взвешенная величина от индивидуальных стоимостей.

Величина общественной стоимости товаров зависит от средних условий производства в данной отрасли. В виду того, что цена товаров определяется как функция от общественной стоимости и коэффициента ратификации, то в выигрыше остаются те производители, на предприятиях которых технический уровень производства и производительности труда выше среднего уровня в данной отрасли и вследствие этого индивидуальные стоимости их товаров ниже общественной стоимости. Эти производители имеют уникальную возможность получать добавочную прибыль или сверхприбыль, которая представляет собой форму избыточной прибыли, рассмотренной нами в главе XII «Механизмы регулирования процесса распределения прибавочной стоимости и методы повышения прибыли». Конкурентная борьба побуждает предпринимателей в их стремлении к получению большей прибыли добиваться снижения индивидуальной стоимости производимых на их предприятиях товаров по сравнению с общественной стоимостью. Однако это удается не всем производителям. У очень большого количества предпринимателей индивидуальная стоимость их товаров остается более высокой, чем общественная стоимость. Таким образом, в результате внутриотраслевой конкуренции на разных предприятиях одной и той же отрасли производства образуются различные по своей величине нормы прибыли. Конкуренция между отдельными предприятиями одной отрасли приводит к вытеснению с рыночного поля наиболее слабых по эффективности использования капитала предприятий-аутсайдеров более сильными передовыми предприятиями. Для того чтобы выстоять в таких жестких условиях конкурентной борьбы, капиталисты - собственники предприятий аутсайдеров стараются ввести у себя технические усовершенствования, новации, новейшие методы управления и организации производственного процесса, организации труда, применяемые на передовых предприятиях отрасли наиболее предприимчивыми собратьями-конкурентами. В силу этой постоянной гонки за ускользающей избыточной прибылью постоянно изменяются в сторону улучшения средние условия производства в отрасли и, следовательно, понижается общественная стоимость товаров. В то же время введение технических усовершенствований повышает эффективность использования капитала по отрасли в целом. Теперь сверхприбыль, которую получали капиталисты, владеющие наиболее технически развитыми и продвинутыми предприятиями, исчезает бесследно и происходит относительное выравнивание норм прибыли по всей отрасли. Это побуждает капиталистов снова и снова проводить мероприятия по улучшению условий производства на своих предприятиях. Так в процессе внутриотраслевой конкуренции происходит развитие техники и технологии, и рост производительных сил в обществе в целом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5