Цели и задачи финансового анализа

Особенностью формирования цивилизованных рыночных отношений является усиление влияния таких факторов как жестокая конкурентная борьба, технологические изменения, компьютеризация обработки экономической информации, непрерывные нововведения в законодательстве и т.д.

В этих условиях перед руководителями предприятий возникает множество вопросов: какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия в условиях перехода к рынку; как рационально организовать финансовую деятельность предприятия для его дальнейшего «процветания»; как повысить эффективность управления финансовыми ресурсами; каким образом определить показатели хозяйственной деятельности, обеспечивающие устойчивое финансовое состояние предприятия.

На эти и другие жизненно важные вопросы может дать ответ объективный финансовый анализ, который позволяет наиболее распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Известно, что любые ресурсы ограничены, и добиться максимального эффекта можно не только за счет регулирования их объема, но и путем оптимального соотношения разных ресурсов. Из всех видов ресурсов финансовые имеют первостепенное значение, поскольку это единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временем в любой другой вид ресурса.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную оценку прошлой деятельности и положение предприятия на данный момент, а также оценку будущего потенциала предприятия. Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.

Основным фактором для реализации аналитических задач является информация. Возникает необходимость отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. Необходимость аналитического прочтения её исходных данных, исходя из целей анализа и управления. Основной принцип аналитического чтения является дедуктивный метод, т.е. от переход общего к частному.

Определяется три основных этапах проведения финансового анализа.

На первом этапе следует определить подход или направление анализа, т.е. будем ли мы сравнивать показатели предприятия с другими предприятиями, народным хозяйством.

На втором этапе оценивается качество информации, необходимое и достаточное ее количество, а также насколько имеющаяся информация показательна и приемлема.

На третьем этапе проводится сам анализ с использованием основных методов.

Практика финансового анализа выделяет 6 основных методов:

1. Вертикальный (структурный) анализ – это определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей баланса к валюте баланса, принимаемой за 100%. Вертикальный анализ позволяет получить относительные показатели, чтобы проводить межхозяйственное сравнение коммерческих организаций. Кроме того, с помощью вертикального анализа можно сгладить влияние инфляции на относительные показатели, что делает временной анализ динамики на данном предприятии более простым.

Перейти на страницу: 1 2