Рыболовецкие парусники

В море рядом с прекрасным миром далеких странствий и приключений всегда существовал и существует мир тяжелого и опасного труда. В любую погоду на маленьких, низкобортных, заливаемых даже в тихую погоду суденышках, на которых нет ни кондиционирования воздуха и плавательных бассейнов, но есть сложные механизмы, тяжелые орудия лова, жар и холод, не прекращается изнуряющая работа. Двигатель облегчил этот труд, позволил быстрее и дальше шагнуть в просторы океана. Одновременно он потребовал себе солидных запасов топлива, занял лучшее место на судне, принес с собой вибрацию, грохот и запах масла.

Если раньше скорость и мощность были необходимы, так как позволяли быстрее найти и занять рыбное место у чужих берегов, то теперь, когда каждая прибрежная страна отгораживает себе кусок моря или океана экономическим барьером, нет особой нужды в безрассудном расходовании мощности, а, следовательно, и топлива.

Парус никогда не покидал рыболовного судна, и сейчас существуют чисто парусные суда. Есть и такие, где парус – средство лежать в дрейфе. Не следует думать, что рыболовные суда неуклюжи и тихоходны. Многие из них – прекрасные ходоки. Например, потомок «Америки» – шхуна «Блюноуз 2». Прототип ее был рыболовной шхуной так называемого глочерского типа, к которому принадлежала среди многих других и «Гертруда Генауд». Улов на шхунах охлаждался льдом, которым запасались в порту. Скорость была жизненно необходима данным судам.

Иногда между ними устраивались гонки, и достигнутые скорости в 16-17 узлов никого не удивляли. В послевоенное время в Португалии было довольно много 2-4 мачтовых шхун. Сама специфика промысла, особенно пассивными орудиями лова – дрифтерными сетями, ярусом, вынуждала ставить паруса.