Категория товарно-материальных запасов

а) технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной отрасли логистической системы в другую;

б) текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;

в) резервные (страховые или «буферные»); иногда их называют «запасами для компенсации случайных колебаний спроса» (к этой категории запасов относятся также спекулятивные запасы, создава­емые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например, в связи с трудовыми конфлик­тами, поднятием цен или отложенным спросом).

Таким образом, существует много причин для создания товарно-материальных запасов на фирмах, однако, общим для них является стремление субъектов производственной деятельности к экономи­ческой безопасности. При этом следует отметить, что стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта, не способству­ют возрастанию значимости дорогостоящей резервной сети «безо­пасности» в глазах руководства фирм, поскольку объективно проти­воречат повышению эффективности производства.

Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита). При наличии де­фицита запасов существует три вида возможных издержек, перечис­ленных ниже в порядке увеличения их отрицательного влияния:

1) издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой с от­правкой заказанного товара) — дополнительные затраты на продви­жение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов;

2) издержки в связи с потерей сбыта — в случаях, когда постоян­ный заказчик обращается за данной покупкой в какую-то другую фирму, (такие издержки измеряются в показателях выручки, поте­рянной из-за неосуществления торговой сделки);

3) издержки в связи с потерей заказчика — в случаях, когда отсутствие запасов оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения (такие издержки измеряются в показа­телях общей выручки, которую можно было бы получить от реали­зации всех потенциальных сделок заказчика с фирмой).

Первые два вида издержек относятся, очевидно, к числу так называемых «временных издержек фирмы в результате принятия альтернативного курса». Третий же вид издержек трудно вычислить, поскольку гипотетические заказчики разные и соответствующие издержки тоже. Однако для фирмы очень важно, чтобы оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, кото­рые могли бы иметь место в действительности.

Следует иметь в виду, что стоимость дефицита запасов больше,

чем просто цена упущенных торговых сделок или нереализованных заказов. В нее входят и потери времени на изготовление

продукции, и потери рабочего времени,

и, возможно, потери времени из-за дорогостоящих перерывов в производстве при переходах между слож­ными технологическими процессами.

Перейти на страницу: 1 2