Принципы современного налогообложения

Принципы налогообложения были сформулированы еще в 1776 г. А.Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». К ним относятся принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности.

В действующем Налоговом кодексе Российской Федерации принципы построения налоговой системы представлены тремя группами. Смотрите описание контрольно-кассовая техника тут.

Первая группа - этические принципы:

- принципы всеобщности и равенства налогообло­жения - они означают, что все дееспособные граждане должны уплачивать налоги в установленных законами размерах;

- принцип справедливости заключается в том, что:

1) учитывается фактическая способность налогоплательщиков к уплате налогов;

2) налоги не могут носить дискриминационный характер, их нельзя применять, исходя из политических, этнических и иных различий между налогоплательщиками.

Вторая группа - это принципы управления налогами:

- принцип целесообразности предполагает тщательное обоснование каждого налога, надлежащий выбор налоговой базы, планирование, организацию, контроль и мотивацию исполнения всей налоговой процедуры, а также обеспечение ее экономично­сти: чтобы затраты на все работы по налоговым поступлениям как минимум не превышали доходов от него.

В оценку экономичности системы налогообложения включа­ются также расходы государства на содержание налоговых орга­нов (современные налоговые инспекции - это внушительные офисы с многочисленными работниками) и растущие расходы в связи с усложнением налогового законодательства, с примене­нием современных дорогих технических средств.

Прежде в России на сбор налогов тратилось до 30 % собранных сумм (а при откупах эта величина доходила до 50-100 %).

В настоящее время затраты на сбор налогов составляют около 7-10 % суммы поступлений;

- принцип определенности предусматривает заблаговременность и гласность объявления каждого налога и такую про­работанность налогового законодательства, из которого исходила бы ясность по следующим обязательным параметрам:

а) наименование (определение) плательщиков данного налога (кто именно платит);

б) хозяйствующий субъект, которому налог должен быть внесен (кому именно платят);

в) размер налога (конкретные суммы платежей);

г) периодичность и срок уплаты налога (сроки уплаты);

- принцип удобства подразумевает создание удобных усло­вий для налогоплательщиков при осуществлении ими данной кон­ституционной обязанности (способ платежа, срок уплаты и др.). Этот принцип для налогоплательщика означает минимизацию затрат труда и времени в связи с уплатой налога, т. е. речь идет о рациональном подходе в отношении налогоплательщика - каса­тельно времени уплаты, места, периодичности, условий уплаты (через посредников или напрямую - организации, концентриру­ющей налоговые поступления и др.).

Современная реализация данного принципа связана с допол­нительными налоговыми повинностями - ведением налогового учета, оформлением налоговых деклараций и др.

Третья группа - финансово-политические принципы:

- принцип достаточности налоговой системы, которая обеспечила бы необходимые поступления налоговых средств для осуществления социально-политических целей общества;

- принцип соответствия всего процедурного механизма налога сложившимся социально-политическим условиям в стра­не, регионе, муниципалитете;

Кроме названных принципов - требований, ставших класси­ческими, современность наработала несколько не менее важных принципов - особых запретов:

а) запрет на введение налога без закона. Обязательность подтверждения налога исходит из того, что в законе в той или иной мере отражается сложившаяся ситуация: проект закона разрабатывается, вносится, обсуждается и принимается с одобрения представителей (депутатов) в органах законодательной власти различных уровней;

б) запрет двойного взимания налога: ситуация, когда один объект за один и тот же период времени может облагаться иден­тичным налогом более одного раза;

Перейти на страницу: 1 2