Кейнсианская концепция теории потребления.

В кейнсианской концепции поведение потребителя интерпретируется принципиально иным образом. Во-первых, величина дохода выступает в качестве экзогенного параметра. Во-вторых, объем потребления зависит только от текущего располагаемого дохода. В-третьих, распределение дохода на потребление и сбережение зависит не от объективного параметра экономической конъюнктуры (текущей ставки процента), а от предпочтений потребителя: традиций, сложившегося мировоззрения, общественных установок и т. п., то есть от факторов субъективного характера.

Кейнс подчеркивал, что вероятность того, что домашнее хозяйство изменит свое потребление в результате колебаний процентной ставки на один или два пункта, очень низка. Что касается сбережений, то если их и можно представить как функцию от процентной ставки, то как неубывающую, но не возрастающую функцию.

Зависимость потребления от абсолютной величины текущего располагаемого дохода Кейнс сформулировал в виде основного психологического закона, согласно которому “люди склонны, как правы ло, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растут доходы”. Данный вывод делается “не только из априорных соображений, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения прошлого опыта”.

Кейнсианская функция потребления, соответствующая основному психологическому закону, выглядит:

C(y)=C0+Cyyv. (1)

Соответственно функция сбережений:

S(y)=S0+Syyv, (2)

где Сy= LС/Lу - предельная склонность к потреблению по доходу (выражает, насколько возрастет потребление при росте дохода на единицу);

Sy= LS/Ly - предельная склонность к сбережению.

Cy+Sy=1, C0=-S0

Предельная склонность к потреблению и есть параметр, выражающий субъективные (психологические) предпочтения относительно распределения дохода на потребление и сбережение. В коротком периоде этот параметр есть константа.

В отличие от предельной, средняя склонность к потреблению (С/у), то есть доля дохода, идущая на потребление, в соответствии с основным психологическим законом с ростом дохода должна снижаться.