Бюджетное устройство и бюджетная система государства

Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее построения.

Бюджетная система

– это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В унитарных единых государствах (например, Великобритания, Франция, Япония, Беларусь) бюджетная система включает два уровня: республиканский бюджет и местные (муниципальные) бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самообслуживания.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: государственного или федерального бюджета, или бюджета центрального правительства; бюджетов членов федерации (штатов – в США, земель – в ФРГ, провинций – в Канаде, субъектов Федерации – в России); местных бюджетов.

В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет.

В настоящее время в соответствии с Конституцией РБ, бюджетная система РБ состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов.

В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на: бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения); бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения); бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой совокупность бюджетов РБ или соответствующей административно-территориальной единицы РБ.

Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Консолидированный бюджет района [12, с. 96]

Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения и областного бюджета (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Консолидированный бюджет области [12, с. 97]

Консолидированный бюджет РБ состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Консолидированный бюджет Республики Беларусь [12, с. 97]

Министерство финансов РБ и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты РБ и ее административно-территориальных единиц. Однако консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты представляют собой статистический свод бюджетных показателей, характеризующих агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направления их использования по территории в целом Республики Беларусь и отдельных регионов.

Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании, в частности, при определении нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты областей и районов [12, с. 97].

В состав республиканского и местных бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов – поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, дорожный, охраны природы, социальной защиты населения и др.

В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических пространств могут формироваться бюджеты интеграционных союзов. Конкретным примером такого бюджета можно назвать бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Этот бюджет формируется в основном за счет взносов стран-участниц, средства его используются на финансирование союзных программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны (например, на мероприятия по обороне государства, развития образования, здравоохранения и т.п.).

Перейти на страницу: 1 2 3