Дефицит бюджета и пути его сокращения

Доходы и расходы государственного бюджета должны быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит.

Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. И, наоборот, когда доходы превышают расходы, имеет место профицит. С 1995 года в Республике Беларусь ежегодно наблюдается дефицит государственного бюджета. Однако в последние годы наметилась тенденция к его снижению [12, с. 109].

В процентах к внутреннему валовому продукту размер дефицита изменялся от 2,9% в 1999 г. до 1,6% в 2003 г., а в 2005-2006 гг. он был равен 1-1,5% [12, с. 110].

Основными причинами бюджетного дефицита

в отдельных странах являются:

– наличие чрезвычайных обстоятельств (войны, крупные стихийные бедствия и т.п.), когда становится невозможным мобилизовать финансовые ресурсы в необходимых размерах;

– кризисные явления в экономике (спад производства, рост убыточности, снижение рентабельности предприятий и др.), неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

– необходимость осуществления крупных государственных инвестиций в развитие экономики. В этом случае дефицит отражает не кризисное состояние экономики, а стремление правительства страны обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

В Республике Беларусь причинами бюджетного дефицита является, в частности, чрезмерные затраты на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также на развитие социальной сферы, неэффективная работа многих предприятий.

Чрезмерно высокий уровень дефицита бюджета (превышающий 3-5%) к ВВП приводит ко многим отрицательным последствиям в экономике стран и, прежде всего, к росту инфляции, обесцениванию национальной валюты.

В качестве приоритетного направления бюджетной политики на 2006-2010 гг. РБ намечено ограничение уровня дефицита бюджета, он не должен превышать 1,5% к ВВП. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:

1) повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений – основного источника платежей в бюджет;

2) изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств [12, с. 111].

3) привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются сразу несколько задач, причем не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;

4) претворение в жизнь всех тех конкретных мероприятий в финансово-экономической сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета.

При благоприятных условиях развития экономики государство может иметь профицит бюджетов, что считается положительным финансовым явлением. В соответствии с законодательством, профицит бюджета утверждается в таком же порядке, который предусмотрен для утверждения дефицита соответствующего бюджета.

Профицит республиканского бюджета используется для погашения основного долга РБ, а профицит местных бюджетов – для погашения долгов местных Совет депутатов.

Перейти на страницу: 1 2