Прогнозирование и разработка бюджета на 1997 год

Так, проект федерального бюджета на 1997 год свидетельствует, что никаких изменений в социальной политике правительства даже не намечается: расходы на социально-культурную сферу составляют 12% (без науки ¾ 9,2%), что даже меньше, чем в 1996 году. При этом правительство утверждает, «что в проекте бюджета предусмотрено приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское и социальное обслуживание, образование»[5].

Все это означает, что бюджет РФ снова не будет принят в надлежащие сроки, а его основной целью будет ¾ как продержаться еще один год. Данные вопросы, естественно, не остались без внимания МВФ и также стали одной из причин задержки кредита. Директор-распорядитель МФВ Мишель Камдессю сообщил, что очередной транш по предоставленному России Международным валютным фондом кредиту в 10,1 млрд. долл. может быть осуществлен к концу этого года. Однако, он подчеркнул, что ежемесячный транш в 340 млн. долл. будет предоставлен после того, как эксперты МВФ оценят предпринятые Россией меры по улучшению сбора налогов, а также данные, показывающие, возросли ли налоговые поступления в бюджет.

В интервью газете американских деловых кругов «Уолл-стрит джорнел» директор-распорядитель МВФ заявил, что Россия отвечает финансовым критериям для получателей кредита. Однако, заметил Камдессю, Россия добивается этих результатов путем сокращения расходов, а не улучшением в области сбора налогов. В результате, добавил он, правительство не может выполнить обещания по выплате зарплат и пенсий, что чревато риском социальных возмущений в стране.

В этой связи особый интерес представляет недавно «рассекреченная» записка А. Лившица на имя В.С. Черномырдина[6].

В документе говорится, что в связи с недопоступпением средств в доход федерального бюджета за прошедший период октября текущего года сложилась критическая ситуация с финансированием расходов, предусмотренных бюджетом и предварительным распределением на текущий месяц.

За период с 1 по 15 октября текущего года на счет доходов федерального бюджета поступило ресурсов в объеме немногим более 8,9 трлн. рублей, за счет которых профинансировано расходов в размере 36,3% от лимита, утвержденного на октябрь месяц.

Таким образом, 66,3% всех ресурсов поступило по операциям, не относящимся к сфере ответственности Государственной налоговой службы и Государственного таможенного комитета.

Поступление средств в виде налогов и платежей, контролируемых органами Госналогслужбы и Государственного таможенного комитета, на счет доходов федерального бюджета составило лишь около 3,0 трлн. рублей, что составляет 16,5% от задания, установленного этим органам распоряжением Правительства.

В случае сохранения указанной тенденции бюджет в октябре т.г. недополучит средств от налогов и платежей, контролируемых Государственной налоговой службой, в сумме 7,3 трлн. рублей или 52% от утвержденного задания и от ресурсов, поступление которых контролируется Государственным таможенным комитетом ¾ около 0,5 трлн. рублей, соответственно ¾ 20%.

Характерно, что снижение налоговых поступлений в бюджет происходит на фоне увеличения физического количества налогоплательщиков при одновременном росте (в настоящее время более 1/3) той их части, которые после прохождения регистрации в налоговых органах не платят налогов, не ведут бухгалтерскую отчетность, не проводят операций по счетам, используют только наличные расчеты.

Задолженность по этой группе оценивается в 16,8 трлн. рублей.

Удельный вес «добросовестных» налогоплательщиков, вносящих налоги в полной сумме и в срок, составляет лишь 16,6 процента. Половина от общего числа налогоплательщиков постоянно имеет задолженность по налогам и платежам в федеральный бюджет. Однако главной причиной срыва поступления налогов в доход федерального бюджета в первой. половине октября текущего года явилось то, что коммерческие банки приняли к исполнению измененную статьей 855 Гражданского кодекса очередность платежей, при которой внесение налогов и платежей в бюджет отнесено к четвертой очереди.

Сохранение кризисной ситуации с поступлением налогов в федеральную казну может привести к тому, что в октябре не будут обеспечены финансированием расходы в сумме до 7,8 трлн. рублей, что адекватно невыплате 85% месячной заработной платы, денежного довольствия, стипендий и других выплат всем лицам, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Лившиц также рапортует, что «в части внешнего финансирования дефицита получить средства сверх сумм очередного транша МВФ и связанных кредитов эарубежных государств не представляется возможным».

Перейти на страницу: 1 2 3 4