Модели социальной рыночной экономики

Существует несколько моделей социально ориентированной экономики, которые можно классифицировать по следующим критериям:

Место социальной политики среди национальных приоритетов;

Распределение социальных функций между государством, гражданским обществом и предпринимательским сектором;

Масштабы государственного сектора, которые определяются как объемами перераспределяемого ВВП, так и долей занятых в госсекторе;

Особенности социальной политики.

Последний критерий предполагает различия в целях и инструментах социальной политики. Это, например, отношение к проблеме полной занятости (выбор между поддержанием полной занятости и стимулированием эффективности и конкурентоспособности производства), характер развития социального сектора (социальные услуги могут предоставляться как через государственные, так и через частные учреждения и организации), доля социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели, адресность социальной политики и тд.

Классификация по указанным критериям позволяет выделить 4 основные модели.

Первая модель традиционно называется континентальной, или германской. Помимо Германии, континентальная модель применяется в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, отчасти во Франции. Для этой модели характерны высокие объемы перераспределения ВВП через бюджет (около 50 %), формирование страховых фондов в основном за счет работодателей, развитая система социального партнерства, стремление к поддержанию полной или, по крайней мере, высокой занятости.

Вторая модель англосаксонская используется в Великобритании, Ирландии, а также в Канаде. Она предусматривает более низкий уровень перераспределения через ВВП (не более 40 %), преимущественно пассивный характер государственной политики занятости, высокий удельный вес частных и общественных компаний и организаций в оказании социальных услуг. По различным сводным индексам «комфортность» и качество жизни Канада в последние годы вышла на первое место в мире.

В странах Южной Европы (Греция, Испания, Италия) реализуется средиземноморская модель. Объем ВВП, перераспределяемый через бюджет, здесь существенно варьирует (от почти 60 % в Греции и Италии до 40 % в Испании). Социальная политика преимущественно адресована социально уязвимым категориям граждан и не носит всеобъемлющего характера.

Наконец, четвертая – скандинавская - модель применяется в Швеции, Дании, Финляндии и Норвегии. Для скандинавской модели характерны очень активная социальная политика, понимание социального благосостояния как цели экономической деятельности государства, очень высокие(50-60% ВВП) объемы перераспределения национального богатства через бюджет, реализация идей социальной солидарности и активный характер социальной политики. Основную роль в финансировании социальных расходов играет государство, осуществляя финансирование как через бюджет центрального правительства, так и через субнациональные бюджеты.

Социальные аспекты товарного производства и частного предпринимательства

Помимо социальной направленности рынка, понимаемого только как товарообмен, объективные элементы социализации заложены также в самом товарном производстве. Производство товаров, услуг, интеллектуальных ценностей в условиях рыночной экономики невозможно без денег, которые выступают эквивалентом не только обычных товаров, но и производственных ресурсов, прежде всего капитала и труда. Любые деньги в силу их универсальности могут быть использованы для основания и развития какого-то бизнеса, как и любой человек, их имеющий, может открыть свое дело.

В современную эпоху люди редко ведут натуральное хозяйство, предпочитая производить товары в основном для других, для массового потребления. Предприниматель вкладывает свои или заемные средства в избранное им дело, создавая тем самым рабочие места и привлекая нужных специалистов-профессионалов. Уже сам этот факт свидетельствует о том , что эгоистичное стремление предпринимателя к получению прибыли имеет и социальную нагрузку, поскольку в его дело вовлекаются люди, не имеющие достаточно свободных средств или не способные и не желающие становиться бизнесменами. Социальная роль предпринимателей в частнособственнической рыночной экономике состоит, прежде всего в том, что они являются инициаторами открытия дела, создают предприятие и задают основные направления их деятельности, которая затем оперативно организуется и управляется наемными менеджерами. Вследствие создания и расширения бизнеса открываются рабочие места для дополнительных наемных работников, которые таким образом втягиваются в систему общественного производства.

Перейти на страницу: 1 2