Региональное размещение иностранных инвестиций в России

Региональное размещение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет межрегиональные отличия.

С точки зрения инвестиционной привлекательности все регионы России можно разделить на три большие группы.

В первую группу – по существу это инвестиционное ядро России – входят: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Татарстан, Тюменская, Нижегородская, Ярославская и Самарская области, Красноярский край. Проводя деление внутри этой группы, можно обозначить три основных уровня регионального привлечения ПИИ в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индустриальные центры и регионы, находящиеся в непосредственной близости от них.

Вторая группа регионов включает наибольшее число субъектов РФ и характеризуется средним уровнем привлекательности. Это Белгородская, Оренбургская, Новосибирская, Курская области, Приморский край, Краснодарский край, Башкортостан и другие.

И наконец, третья группа включает в себя перечень регионов, инвестиции в которые практически на направляются. В эту группу входят: республики Ингушетия, Чеченская, Калмыкия, Адыгея, Тыва, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Нетрудно заметить, что основная доля иностранного капитала приходится на регионы с развитой торговой, транспортной, информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом, а также регионы, отличающиеся высокой плотностью экспортно ориентированных предприятий ТЭК.

На сегодняшний день Россия испытывает определенные трудности в привлечении иностранного капитала и его эффективном использовании. Здесь можно выделить ряд причин:

1) регулирование деятельности иностранных инвесторов затрудняется вследствие отсутствия стабильной правовой базы;

2) постоянное ухудшение материального положения большей части населения страны вызывает рост социальной напряженности;

3) коррупция и криминализация отдельных сфер предпринимательской деятельности;

4) неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система телекоммуникаций, гостиничный сервис;

5) высокая общая политическая нестабильность, в частности нестабильность законодательства;

6) высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин;

7) отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций.

Однако, несмотря на перечисленные сложности, Россия обладает большим потенциалом, способным заинтересовать иностранных инвесторов. Это прежде всего:

1) богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы, лес и др.);

2) огромный внутренний рынок;

3) кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к восприятию новейших технологий в производстве и управлении;

4) относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;

5) отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;

6) осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов;

7) возможность получения быстрой сверхприбыли.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на огромное отставание в экономическом развитии от западноевропейских стран, Россия может сравнительно быстро вырваться вперед при правильном использовании ее возможностей.

Учитывая мировой опыт и специфику нашей страны, можно назвать следующие основные задачи (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации), связанные с привлечением иностранного капитала:

1) стабилизация финансового положения как необходимого условия возрождения российской экономики и сокращение дефицита бюджета (путем использования в основном неинфляционных форм его финансирования);

2) подъем отраслей и секторов, важных для жизнеобеспечения страны;

3) ускорение структурной перестройки, развитие новых технических передовых отраслей и производств;

4) становление эффективно действующих хозяйственных единиц;

5) формирование конкурентной рыночной среды, эффективная борьба с монополизмом и создание ликвидной хозяйственной структуры без огромного числа посредников. /7/