Организация таможенного дела в России

Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России) – центральный орган, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делам в РФ.

Региональные таможенные управления РФ (РТУ) являются промежуточным звеном между ФТС России и таможнями. РТУ входят в единую систему таможенных органов РФ и осуществляют оперативное руководство таможенным делам на территории подведомственных регионов под непосредственным руководством ФТС России. В структуре таможенных органов насчитывается 7 РТУ:

- Центральное таможенное управление (г. Москва);

- Северо-Западное таможенное управление (г. Санкт-Петербург);

- Приволжское таможенное управление (г. Нижний Новгород);

- Уральское таможенное управление (г. Екатеринбург);

- Сибирское таможенное управление (г. Новосибирск);

- Южное таможенное управление (г. Ростов-на-Дону);

- Дальневосточное таможенное управление (г. Владивосток).

Они обеспечивают взаимодействие с другими таможенными органами и организациями таможенной системе РФ, а также с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления.

Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможенного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью подведомственных таможенных постов. Они в зависимости от своего территориального размещения подразделяются на пограничные и внутренние.

К пограничным относятся таможни и таможенные посты, расположенные в местах пересечения транспортными магистралями границы РФ, а также в аэропортах, морских (речных) портах. К ним относятся и пункты пропуска (перехода) всех видов автотранспорта через границу РФ. Как правило, они фиксируют прохождение товаров и транспортных средств через границу и сообщают об этом во внутреннюю таможню, осуществляя таможенный контроль.

К внутренним относятся таможни и таможенные посты, расположенные в местах сосредоточения участников ВЭД (получателей и отправителей) на таможенной территории РФ. Они осуществляют таможенное оформление товаров и контроль за их доставкой, сборы причитающихся к оплате таможенных платежей и другие таможенные процедуры непосредственно на местах.

Конституция Российской Федерации определяет таможенное регулирование как установление порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физические лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу страны.

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

С 1 января 2004г.вступил в действие Таможенный кодекс РФ, принятый в апреле 2003г. В июне 2004г.начал действовать и федеральный закон от 10 декабря 2003г. № 173 – ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”, принятый в ноябре 2003г. эти законы в значительной большей степени соответствуют регламентам Всемирной торговой организации, чем их предыдущие варианты, действовавшие с середины 980-х гг. прошлого века. Используются в таможенном регулировании Закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003-1 “О таможенном тарифе”, Федеральный закон “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров” и др.

Закон РФ “О таможенном тарифе” устанавливает порядок формирования таможенного тарифа Российской Федерации, представляющего собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров страны при его взаимосвязи с мировым рынком, а также порядок обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу.

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела.

Перейти на страницу: 1 2 3 4