Основные направления совершенствования стратегия финансовой политики РФ

Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и неоправдавщих себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие страте­гические линии будущей финансовой политики /2,4,8,10/.

1. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей раз­вития экономики, совершенствования политической системы, материального благосос­тояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невоз­можно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.

2. Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т.д.), но должно иметь и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых ин­струментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами. Без по­нимания этого и без улучшения финансового регулирования в XXI в. участятся финан­совые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по ста­бильности демократических систем.

3. Успешная реализация названных выше стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую сис­тему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государ­ственных финансов, финансового менеджмента поставить на тот же уровень, что и сис­тему обучения в естественных науках, инженерном деле.

Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должно стать ук­репление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институ­там. Под укреплением рубля мы понимаем его товарное и ресурсное обеспечение, рав­ноправное его положение среди других валют, а при успешном решении этих задач - превращение рубля в сильную валюту. Нужно постепенно уйти от практики деления денежного оборота на автономные, развивающиеся по своим правилам части: рублевую, долларовую, бартерную, взаимозачетную и стоящую особняком никак не регулируемую финансовыми и денежно-кредитными инструментами теневую компоненту денежного оборота. При слабом, неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно.

4. Для товарного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие за­дачи:

- умеренное увеличение производства топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат. Мы не разделяем мнение тех экономистов, которые предлагают заморозить развитие этого комплекса, ввести его в русло суженного воспроизводства;

- существенное повышение в 2-3 раза по сравнению с нынешней доли пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала; стабильность доходной базы бюджета, устойчивость финансов корпораций и улучше­ние платежного баланса страны.

Последний необходимо сделать надежным инструмен­том управления финансовыми потоками страны, формирования достаточных для выхо­да из кризисных ситуаций золотовалютных резервов, которые должны быть в ближай­шие 2-3 года доведены до 25-30 млрд. долл., а в 2015 г. - до 50 млрд. долл.

12. Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продук­ции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами под­держки экспорта.

13. Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической зада­чей финансовой политики на ближайшие 10-15 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное - обеспечить высокое качество разработки бюджета, расширить количество товаров, производство и реализация которых даст наи­большие доходы. И здесь все, что мы сказали выше о направлениях этих изменений, имеет также исключительное позитивное значение для государственного бюджета.

Перейти на страницу: 1 2 3