Основные направления совершенствования стратегия финансовой политики РФ

14. В ближайшие 2-3 года бюджет развития предстоит сделать важнейшим инстру­ментом инвестиционной политики. Он тоже должен в ближайшие 2-3 года стать сба­лансированным. По мере реализации политики экономического роста в него необходи­мо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости. Это может привести к превышению расходов над доходами, что, на наш взгляд, неопасно, если процесс возврата средств от субъектов рынка будет находиться под контролем. Высокое качество бюджета определяется не только устойчивостью доходов, высокой собираемостью налогов, но и отлаженностью системы исполнения. И здесь важно в ближайшие 2-3 года отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, обеспечить единую систему бухгалтерского учета рас­ходов бюджета.

15. В рамках принципа федерализма необходимо иметь в каждом субъекте Федера­ции наряду с региональным бюджетом консолидированный бюджет, который в этом случае может быть инструментом управления финансами как в центре, так и на регио­нальном и муниципальном уровнях.

16. Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюд­жетов разных уровней. В ближайшие 3-5 лет, на наш взгляд, не следовало бы резко изменять сложившиеся пропорции между бюджетами разных уровней. Необходимо от­ладить эту систему в рамках принятого Бюджетного кодекса, концепции межбюджет­ных отношений. Главное - обеспечить собираемость налогов на уровне 80-90% и дове­сти исполнение бюджета по расходам до 90-95%. Начиная с 2005 г. необходимо посте­пенно увеличивать долю финансовых ресурсов региональных бюджетов.

17. Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учиты­вающей финансовое положение предприятий, необходимость его оздоровления, и со­блюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо со­четать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции или снижают цены.

18. В число стратегических задач финансовой и денежно-кредитной политики вхо­дит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к ВВП и к 2015 г. - до 50%. Решение этой проблемы затрудняется не только непониманием денежного фактора в экономике, его значения для обеспечения непрерывности кругооборота средств, пополнения оборотного капита­ла, улучшения собираемости налогов. Сказывается также сужение в результате финан­сового кризиса источников увеличения денежной массы. Сокращение сбережений на­селения, тезаврация рублей и долларов сужают экономическую основу увеличения де­нежной массы (М2). Поэтому в 1999 г., несмотря на проектируемый Минэкономики рост потребительских цен на 30% (по нашим оценкам, - на 60-80%), денежную массу проектируется увеличить на 18-26%. Так что без осуществления мер по стимулирова­нию сбережений, о которых мы говорили выше, а также мер по повышению доходов населения невозможно обеспечить экономику необходимой денежной массой.

19. Существенной модернизации требует платежно-расчетная система (см. гл. 7). Необходимо, во-первых, усилить ответственность ЦБ за организацию расчетов и обра­зование неплатежей. Во-вторых, ЦБ должен выделить в особую группу коммерческие банки, которые включились бы в единую технологию расчетов, в-третьих, в ближайшие годы необходимо создать единый клиринго-расчетный центр, который обеспечил бы расшивку неплатежей, используя инструменты кредитования и целевой эмиссии, не пытаясь накачать деньгами обанкротившихся субъектов рынка.

20. Пожалуй, одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача на­лаживания работы фондового рынка. Этот рынок, сформировавшийся в условиях высо­кой инфляции, бюджетного дефицита, непрерывного наращивания внутреннего долга, «привык» работать при высоких уровнях дивидендов (60-80%). Попытки Минфина ориентировать его в 1998 г. на доход в пределах 20% не дали результатов, в середине 1998 г. для размещения новых траншей ГКО пришлось резко повышать норму доход­ности. В настоящее время рынок блокирован из-за объявленного дефолта. Размеры ре­структуризации ГКО настолько значительны, что возникает опасность новой финансо­вой пирамиды. Ослабленные ресурсы банков недостаточны, чтобы новые государствен­ные обязательства могли быть ими добровольно выкуплены. Своевременное погашение их государством является большой проблемой. Выход из создавшегося положения ви­дится в нескольких направлениях. Во-первых, нужно выпустить краткосрочный финан­совый инструмент с умеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансо­вых спекулянтов, а ориентированный на среднестатистического жителя нашей страны, который согласен меньше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами (0,5-1 пункта), которые будут выше средней ставки ди­виденда Сбербанка. Во-вторых, с учетом предлагаемого нами механизма обеспечения рубля необходимо выпустить финансовые инструменты со сроками обращения 1, 2, 3, 5 лет, постепенно увеличивая долю пятилетних обязательств, обеспеченных экономиче­скими активами и обладающими достаточной ликвидностью. Они должны обмениваться на золото, конвертируемую валюту, возможно, и на недвижимость (жилье, земля и т.д.). Важно проявить умеренность в объеме их выпуска, не допускать прежних ошибок -любой ценой покрыть дефицит государственного бюджета. В-третьих, необходимо вве­сти на период 3-5 лет государственное регулирование процентных ставок - депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми. Не следует де­позитные ставки ориентировать на превышение нормы инфляции. Большая часть насе­ления стремится сохранить свои сбережения и не хочет рисковать, рассчитывая на вы­сокие дивиденды. В-четвертых, для перетока средств в инвестиции целесообразно соз­дать фондовую биржу с инвестиционной направленностью, которая могла бы наладить листинг акций предприятий и инвестировать средства в инвестиционные проекты. Та­кой опыт имеется на шанхайской фондовой бирже.

Перейти на страницу: 1 2 3