Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка

С Северным инвестиционным банком Россия подписала соглашение в апреле 1997 г. Это от­крыло возможности финансирования пригра­ничных проектов в области экологии. Следует отметить, что этот Банк уделяет особое внима­ние открытости в осуществлении проектов и проверяет целевое использование предоставлен­ных им средств, что способствует ускорению ре­ализации проектов.

К настоящему времени Российская Федерация является членом десяти финансовых организаций имеющих статус международных (см. приложение 4), а также развивает сотрудничество на государственном уров­не с некоторыми другими международными финан­совыми организациями на договорной основе.

Противостояние двух систем в середине про­шлого столетия, помимо всего прочего, отрица­тельно сказалось на участии Советского Союза в создании основных структур международной фи­нансовой системы. Государства бывшего социали­стического лагеря вынуждены были формировать для финансового обеспечения собственные меж­государственные финансовые институты эконо­мического сотрудничества. С середины 80-х годов в советском руководстве сложилось мнение о не­обходимости поэтапного присоединения к МВФ и МБРР. Однако в силу идеологических препятст­вий вопрос оставался нерешенным[26]. Поэтому вплоть до начала 90-х годов использование пре­имуществ международных финансов ограничива­лось получением услуг Международного банка экономического сотрудничества и Международно­го инвестиционного банка, функционировавших в рамках СЭВ. Позже к ним прибавились Черномор­ский банк торговли и развития и Межгосударст­венный банк СНГ (также имеющие статус МФО).

Однако участие в них дает слабый экономиче­ский эффект для отечественной экономики. По нашему мнению, назрела необходимость пере­смотра государственной политики в отношении такого сотрудничества.

За прошедшее десятилетие место одного из основных международных финансовых партне­ров российского правительства и оте­чественных компаний занял Европейский банк реконструкции и развития

. Следует отметить, что официально ЕБРР приступил к операциям в апреле 1991 г., а в роли одного из его учредителей выступал Советский Союз. ЕБРР представляет собой уникальное со­четание коммерческого банка и банка развития, что отображается в преимущественном направ­лении его ресурсов в негосударственный или при­ватизируемый сектор. В связи с этим Банк предо­ставляет средства на основе проверки надежнос­ти проводимых банковских и инвестиционных операций и в пределах времени, необходимого для принятия коммерческих решений[27]. Членами Банка являются не только 58 государств, но и Ев­ропейский союз и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

Основная цель сотрудничества России с ЕБРР - привлечение инвестиционных ресурсов на льгот­ных условиях (с низкими процентными ставками, длительными сроками и льготным периодом воз­врата долга). За прошедшие годы Банк инвестиро­вал практически во все сектора российской эконо­мики. Большая часть финансирования ЕБРР для России, одобренного в 1991-2002 гг. Советом ди­ректоров, приходится на реальный сектор эконо­мики: промышленность - 24.3%, транспорт и связь - 12.1%, электроэнергетика и добывающие от­расли - 26.7%, финансово-банковский сектор - 31.7%, агробизнес- 1.8%, муниципальное развитие - 1.9%.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7