Бюджетная политика и исполнение бюджета в 2003 году

Развитие российской экономики в 2003 году характеризуется более высокими, чем в предыдущем году, темпами роста производства товаров и услуг. В первой половине 2003 года объем ВВП увеличился на 7,0% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Это почти в два раза выше прироста ВВП за первую половину 2002 года. Ускорению экономического роста во многом способствовало благоприятное сочетание внешних факторов. Во-первых, цены на сырьевой экспорт, особенно на нефть, в текущем году находятся на высоком уровне. Кроме того, вследствие ограничительной политики, проводимой ОПЕК, российским нефтяным компаниям удалось дополнительно увеличить экспорт. В результате экспорт сырой нефти и нефтепродуктов за первые девять месяцев года по стоимости вырос на 35%. Во-вторых, в результате падения процентных ставок на мировых рынках капитала и ослабления доллара США относительно ведущих мировых валют усилился приток капитала в российскую экономику. В частности, из-за значительного роста заимствований российских компаний и банков за рубежом нетто-приток иностранного капитала в частный сектор составил за первые девять месяцев 18,4 млрд. долларов США, что в 2 раза превышает этот показатель соответствующего периода 2002 года.

По предварительным итогам 2003 года, федеральный бюджет был исполнен с профицитом 217,7 млрд. руб. (1,6% ВВП). Доходы федерального бюджета без учета ЕСН, по предварительным данным Казначейства, составили в 2003 году 2 224,8 млрд. руб. Годовой план по сбору доходов был выполнен на 101%. Фактические поступления доходов превысили задание, утвержденное Законом о бюджете с учетом поправок на 27,8 млрд. руб., а первоначальное задание (без учета поправок к Закону о бюджете) было превышено на 172,6 млрд. руб.

Расходы федерального бюджета в 2003 году, по предварительным данным Казначейства о финансировании, составили 2007,4 млрд. руб. Финансирование непроцентных расходов без учета трансферта на выплату базовой пенсии составило 1786,4 млрд. руб., что на 23,2 млрд. руб. ниже задания, предусмотренного Законом о бюджете, и составляет 99% от этого задания. Недофинансирование объясняется, в основном техническими проблемами, такими как несвоевременное предоставление документов.

Объем финансового резерва на начало 2004 года составил, по предварительным данным Казначейства, 255,0 млрд. руб., (по сравнению с 228,6 млрд. руб. на 1 января 2003 года) из которых 103,5 млрд. руб., предположительно, составят базу для Стабилизационного фонда.

В декабре, по предварительным данным Казначейства, доходы федерального бюджета составили 16,9% ВВП и были ниже прошлогодних на 0,6% ВВП, Как и в течение всего года, доходы были ниже прошлогодних за счет внутренних налогов (в декабре – на 1,0% ВВП). Таможенные доходы, в отличие от предыдущих месяцев, были ненамного (на 0,1% ВВП) выше прошлогодних, а неналоговые доходы выросли на 0,3% ВВП. В целом по предварительным итогам года, доходы федерального бюджета составили 16,7% ВВП и были ниже прошлогодних на 0,4% ВВП. К сожалению, пока нет данных о поступлении отдельных налогов в декабре, но в январе-ноябре поступления налога на прибыль и НДС были ниже прошлогодних (в среднем на 0,4 и 0,2% ВВП соответственно). Таможенные платежи, которые выросли на 0,4% ВВП за счет экспортных пошлин, лишь отчасти скомпенсировали снижение поступлений внутренних налогов. Неналоговые доходы и поступления в бюджетный фонд Минатома остались на уровне прошлого года.

Финансирование

непроцентных расходов федерального бюджета осуществлялось в течение почти всего года равномерно. Только в ноябре было довольно значительное увеличение финансирования по всем статьям расходов, так что суммарные непроцентные расходы без учета ЕСН достигли рекордно высокого уровня 193,4 млрд. руб., а в декабре, по предварительным данным Казначейства, расходы были рекордно низкими – 127,4 млрд. руб. или 10,6% ВВП, что на 2,6% ВВП ниже, чем в прошлом году.

Перейти на страницу: 1 2