Бюджетная политика и исполнение бюджета в 2003 году

Такая динамика финансирования была, по всей видимости[7], обусловлена желанием правительства избежать избыточного роста денежной массы вследствие уже ставшего традиционным резкого увеличения бюджетных расходов в конце года. Однако, несмотря на опережающее финансирование, динамика кассовых расходов практически повторила прошлогоднюю, поскольку бюджетополучатели потратили в декабре накопленные в течение всего года на лицевых счетах остатки бюджетных средств. Таким образом, кассовые непроцентные расходы в декабре более, чем вдвое превысили финансирование и составили 281,4 млрд. руб.

По итогам года финансирование непроцентных расходов было выше на 6% в сопоставимых ценах по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом доходы увеличились на 5% (для сравнения, в прошлом году рост доходов составил 1%, тогда как финансирование расходов выросло на 12%). Наибольший вклад в рост непроцентных расходов по-прежнему вносят расходы на силовые структуры («Правоохранительная деятельность» и «Национальная оборона»). Расходы по разделу «Социальная политика» формально внесли отрицательный вклад (-1,4 п.п.) в общий рост, что частично обусловлено тем, что в прошлом году в этот показатель включались перечисления Пенсионному фонду (кроме ЕСН), а в этом году эти перечисления учитываются в разделе «Финансовая помощь бюджетам других уровней».

Платежи по обслуживанию внешнего долга в декабре существенно выросли по сравнению с ноябрем (с 1,2 млрд. руб. до 10,4 млрд. руб.), а обслуживание внутреннего долга составило 5,2 млрд. руб. (что также выше выплат в ноябре). Всего за январь-декабрь расходы на обслуживание долга составили 220,7 млрд. руб. или 1,7% ВВП, снизившись на 0,4% ВВП по сравнению с прошлым годом. Большую часть процентных расходов (175,6 млрд. руб.), как и в прошлом году, составили выплаты по внешнему долгу.

Профицит федерального бюджета, по предварительным данным Казначейства на основе финансирования (без учета ЕСН), в 2003 году составил 217,7 млрд. руб. (1,6% ВВП), что на 0,2% ВВП выше показателя прошлого года. В 2003 году снижение доходов на 0,4% ВВП по сравнению с уровнем 2002 года сопровождалось как сокращением финансирования непроцентных расходов на 0,3% ВВП, так и снижением расходов на обслуживание долга на 0,4% ВВП.

Несмотря на опережающее финансирование непроцентных расходов в течение года, призванное избежать избыточного роста денежной массы в декабре, на практике бюджетополучатели расходовали средства так же, как и в предыдущие годы, истратив в декабре вдвое больше обычного. Можно сделать вывод, что в 2003 году бюджетная дисциплина в части расходования средств не улучшилась.

Объем финансового резерва на 1 января 2004 года, по предварительным данным Казначейства, составил 255,0 млрд. руб., из которых зачислению в Стабилизационный фонд подлежит, предположительно, 103,5 млрд. руб. При формировании Стабилизационного фонда сумма резерва, по предварительным данным, будет уменьшена на сумму расходов, осуществляемых за счет финансового резерва, (21,6 млрд. руб.), сумму связанных остатков (22,2 млрд. руб.) и сумму свободных остатков для покрытия временных кассовых разрывов (107,6 млрд. руб.)

Перейти на страницу: 1 2