Предмет политической экономии

У соратника К.Маркса Ф.Энгельса определение политической экономии сформулировано следующим образом: «Политическая экономия, в самом широком смысле, есть наука о законах, управляющих производством и обменом материальных жизненных благ в человеческом обществе».[4] Нельзя не согласиться с Энгельсом в его формулировке, что политическая экономия изучает законы хозяйственной деятельности, но в отличие от Маркса, Энгельс замечателен тем, что даже не упоминает о производственных отношениях как о непременном факторе производства, и также как Маркс Энгельс вовсе игнорирует участие природных материальных факторов в процессе труда. А как марксистская теория трактует категорию производственных отношений? «Они (люди) не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для совместного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только через посредство этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство». Это определение Маркс вывел в своем труде «Критика политической экономии». Здесь мы можем увидеть, что Маркс вскользь упомянул об отношении людей к природе в процессе производства, но он не развил эту мысль до логического завершения. Система производственных отношений должна обязательно включать в себя и систему взаимодействия человека с окружающим миром, с Природой.

В процессе производства человек непосредственно воздействует на окружающую среду, на экологическую систему. Степень развития силы этого воздействия и прямо и косвенно определяет качественный характер общественных и производственных отношений, возникающих в экономической системе.

Производство теоретически может осуществляться и без каких-либо общественных отношений. Представим себе существование ряда сепаратных друг от друга натурально-хозяйственных единиц, например фермерских семей, где внутри каждой семьи производятся материальные блага для собственного потребления. И если эти семьи не поддерживают между собой никаких связей, не вступают друг с другом в операции обмена или купли-продажи, если они изолированы друг от друга, то в этом случае, производители не вступают ни в какие общественные или производственные отношения между собой. Однако эти субъекты хозяйствования объединены одной общей характеристикой – у них одна цель – выжить, бороться за свое существование, противостоять и подчинять окружающую среду. Эта их первейшая задача и объединяет их в главном производственном отношении – воздействии и подчинении сил природы для своих экономических целей. Интуитивно К.Маркс подчеркивал, что: «Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя её, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти»[5], однако, в дальнейших своих научных изысканиях он никак не учитывает этого своего открытия и полностью его игнорирует. «Активное воздействие человека на природу, т. е. труд, можно рассматривать как управление энергетическими потоками внешней природы, причем источником энергии для этого служит сама природа, а трудовая деятельность совершается только тогда, когда энергии получается, накапливается больше, чем затрачиваться».[6] Исходя из этого, можно сделать вывод, что производственные отношения – это не только отношения между людьми в процессе производства, но также и отношения между человеком как субъектом хозяйства и окружающим миром как объектом хозяйства. Ведь именно из Природы Человек черпает все свои богатства.

К.Маркс и его соратник Ф.Энгельс абсолютно правы в одном, утверждая, что политическая экономия – это наука, охватывающая своим влиянием все общество в целом. Политическая экономия, вне всякого сомнения, есть наука всеобщая. Действительно, политическая экономия не интересуется частными явлениями индивидуальной трудовой или хозяйственной деятельности как таковыми. По меткому выражению Булгакова С.Н.: «Основные понятия, вырабатываемые политической экономией, даже и не могут быть применены к индивидуальному явлению, просто не годятся для него, ибо выводят за его пределы».[7] Индивидуальное существует в политической экономии лишь как дробная часть какой-нибудь совокупности, либо как яркий усредненный пример, как показатель этой совокупности. Фермер интересует политическую экономию не как личность, не как индивидуум Иван Иванов, а как маленькая, но репрезентативная часть класса фермеров. Отдельный товаропроизводитель выступает здесь как часть рынка и как часть всеобщей производительной силы. «Самые основные понятия политической экономии, те ее анализы, которыми она наиболее дорожит и гордится, например понятие капитала и капитализма, имеют такой именно характер совокупностей, существующих во многих явлениях вместе взятых, но ни в одном из них в отдельности».[8] Политическая экономия как наука имеет космологический характер, и из этой космологичности вытекает ее специфический характер как науки об общем, изучающей весьма обширную область человеческой деятельности. Во-первых, политическая экономия изучает непосредственно процесс производства материальных благ, как процесс влияния человечества на всю экосистему, на окружающий мир, изучает способы и характер этого влияния. Во-вторых, изучает характер и порядок распределения произведенных материальных благ между людьми и различными группами, законы этого распределения, сущность распределительных отношений. (Среди многих экономистов существует ошибочное суждение о не тождественности распределения и обмена. Это суждение ошибочно, т.к. обмен - есть не что иное, как одна из многочисленных форм реализации распределения материальных благ). В-третьих, политическая экономия изучает и процесс потребления обществом созданных материальных благ. Политическая экономия рассматривает потребление не как физическую или физиологическую функцию, а как функцию экономическую, т.к. сам по себе физический и физиологический процесс потребления материальных благ имеет и чисто экономический характер. Так, увеличивающееся потребление какого-либо материального блага указывает на такой экономический процесс как рост спроса на данное благо. Процесс потребления – это не только физический процесс использования или уничтожения предметов, но есть определенная функция, применяемая к результату хозяйственной или экономической деятельности общества.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6