Товар и его свойства.

Итак, под спросом мы подразумеваем сумму экономических мотиваторов покупателей, но из числа тех, кто в состоянии заплатить за товар по его стоимости. Для упрощения и облегчения дальнейшего исследования будем обозначать величину , т.е. коэффициент ратификации греческой буквой φ (пси), поскольку коэффициент ратификации есть отношение сумм чисто психологических величин, то и эта буква весьма уместна для употребления. В таком случае формула определения цены будет выглядеть следующим образом:

Наверное, к великому удовольствию последователей теории предельной полезности, есть необходимость сказать, что экономические мотиваторы прямо связаны с полезностью товара, вернее не с полезностью в смысле потребительной стоимости товара, а в смысле психологической важности для потребителя той потребности, которую он удовлетворяет, приобретая данный товар. Для более ясного понимания данной проблемы вернемся опять, к примеру, позаимствованному у Д.С.Милля. Развивая мысль о музыкальной табакерке, он допускает возможность, что у торговца имеется второй экземпляр данного товара, но вы покупаете его у него уже за 10 гиней, хотя предыдущую табакерку вы приобрели за 60. Милль объясняет это тем, что торговец предпочел бы иметь 70 гиней за обе табакерки, нежели 60 за одну. Это отчасти верно, но здесь Милль упускает из виду то обстоятельство, что вторая табакерка не имеет лично для вас уже той ценности, которую имеет для вас первый экземпляр. Первая табакерка дорога вам тем, что удовлетворяет вашу потребность в развлечении, в релаксации в минуты сильнейшей скуки, которая имеет место быть в условиях отдаленности от цивилизации. Но вторая табакерка уже является лишней и необходима только лишь для того, что бы в случае поломки первой табакерки вы имели возможность заменить ее. Ценность первой потребности для вас явно гораздо больше второй и вы, в виду этого обстоятельства, покупаете вторую табакерку гораздо дешевле первой. Зависимость цены от полезности товара, вернее, от ценности потребности, которую он удовлетворяет, вполне очевидна. Аналогично, покупая великолепный торт на день рождения вашей жены, вы подумаете про себя, что этот торт слишком дорог, чтобы покупать такой же на день рождения вашей собаки. Два покупателя, покупающие один и тот же товар, могут проявлять экономические мотиваторы различной степени силы. Так, хлеб для бедного человека является предметом жизненной необходимости, без которого он может просто умереть от голода, поэтому он проявляет экономический мотиватор большой силы при его покупке. Напротив, очень богатый человек, покупая точно такой же хлеб в целях использования его в качестве прикормки для рыб на рыбалке или в качестве корма для попугая своей дочери, проявляет экономический мотиватор гораздо меньшей силы. Такая разница в силе экономических мотиваторов возникает вследствие того, что у этих двух людей различаются внутренние психологические шкалы ценности потребностей, удовлетворяемых с помощью одного и того же товара.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9