Роль и задачи государства в формировании рынка недвижимости

Государство, являясь наиболее крупным участником рынка недвижимости, выполняет на нем две

функции. С одной стороны, государство, представляя интересы всего общества, является собственником или

арендодателем объектов недвижимости, закрепленных за ним. С другой стороны, государство через систему

нормативно-правовых актов участвует в сделках или обеспечивает их совершение.

Государственное регулирование рынка недвижимости можно определить как комплекс мер

нормативно-правового характера в сфере недвижимости, направленных на повышение экономической

эффективности использования объектов недвижимости в интересах решения социально-экономических

задач. То есть государство в данном случае выступает на рынке недвижимости в качестве регулирующего

органа.

В основе государственного регулирования рынка недвижимости должна лежать политика,

основанная на рыночной оценке объектов недвижимости, направленная на повышение их ценности и

благоприятствующая внутренним и внешним инвестициям в объекты недвижимости со всеми вытекающими

отсюда последствиями.

Функции государства в сфере недвижимости в рамках территориальных образований выполняют

местные комитеты по управлению имуществом. Основные задачи комитетов следующие:

− распоряжение государственным имуществом;

− управление государственным имуществом;

− контроль за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества.

С точки зрения управления недвижимостью комитеты решают следующие задачи:

− ведение реестра объектов недвижимости, находящихся в юрисдикции комитетов;

− применение всего разрешенного законодательством инструментария при использовании

объектов недвижимости;

− достижение максимальной доходности объектов недвижимости.

Перечисленные выше задачи, решаемые органами власти в области управления недвижимостью,

можно подразделить на три группы.

Цель с т р а т е г и ч е с к и х з а д а ч состоит в том, чтобы обеспечить повышение ценности

(рыночной стоимости) объектов недвижимости, находящихся в юрисдикции данного органа власти, за счет

определения справедливой базы для арендных платежей или налогов, учитывающей все многообразие

ценностных характеристик объектов недвижимости, за счет развития инфраструктуры города, являющейся

одним из важнейших ценообразующих факторов объекта недвижимости, и др.

Сфера т а к т и ч е с к и х з а д а ч охватывает проблемы, связанные с принятием экономического

управленческого решения о судьбе конкретных объектов недвижимости: продать, сдать в аренду, в

пользование, оперативное управление, доверительное управление, передать на реконструкцию на

инвестиционных условиях и т. п.

Решение о п е р а т и в н ы х

з а д а ч в основном направлено на поддержание объекта

недвижимости в нормальном эксплуатационном состоянии и связано с плановыми капитальными и

косметическими ремонтами зданий, строений и сооружений города, включая окружающую их территорию.

В целом для совершенствования рынка недвижимости в городах необходимо:

1. Создать на уровне Правительства города единый информационно-аналитический центр для

подготовки и принятия решений об инвестициях в конкретные, связанные с недвижимостью проекты.

Внедрить в практику его работы использование экономико-математических процедур многокритериального

инвестиционного анализа, позволяющих осуществлять комплексный анализ социально-экономической

выгодности проектов для города и инвесторов.

2. Свести до минимума длительность и персонифицированность процедуры выдачи разрешений

на строительство и схем передачи готовых объектов недвижимости в собственность.

3. Обеспечить гарантии прав на объекты недвижимости во время и после окончания

инвестиционного проекта.

4. Предоставить налоговые льготы инвесторам для реконструкции зданий исторического центра.

5. Предоставить налоговые льготы инвесторам, готовым обеспечить расселение коммуналок.

6. Обеспечить привлечение инвестиций для создания развитой инфраструктуры в районах

города, где сложилась неблагоприятная ситуация с реализацией готового жилья.

7. Повысить платежеспособный спрос населения путем создания новых рабочих мест на основе

реконструкции старого производства и возведения новых экономически эффективных промышленных

предприятий. Для решения этой проблемы, следует предоставить для такого строительства налоговые

льготы на период окупаемости вне зависимости от источников инвестиций.

8. Разработать и внедрить практику налоговых кредитов для инвестиций в социально важные

объекты недвижимости.

9. Для решения проблемы очередников на жилье предоставить налоговые льготы/кредиты

предприятиям любых форм собственности, готовым обеспечить кредитование по льготным ставкам

Перейти на страницу: 1 2