Социально - экономическая роль бизнеса

С начала реформ содействие самостоятельной заня­тости населения рассматривалось как один из при­оритетов российской политики занятости. Посте­пенно термин "самозанятость" уступил место "бизнесу". Последние полтора десятилетия дают богатый эмпирический материал для осмысления факторов, спо­собствующих и препятствующих развитию этого сектора экономики, а, следовательно, влияющих на его социаль­ную роль.

Точную оценку масштабов пред­принимательства дать трудно. Во первых, на начальном этапе своего существования "смертность" предприятий на столь велика, что статотчетность их практически не успевает отразить. Во-вторых, несовершенны критерии отнесения предприятий к сфере малого, среднего и крупного бизнеса, отсутствует единообразие используемых параметров. Например, малые предприятия в США (с численностью менее 500 человек) по европейским меркам являются средними. Среди российских малых предприятий преобладают малочисленные: среднее количество занятых - около 10 человек. Что каса­ется масштабов отечественного бизнеса, то его оценка затрудняется тем, что значительное число субъектов находится "в тени".

Очевидно, что роль данного сектора в российской экономике (вклад в ВВП) значительно меньше, чем в странах ОЭСР, где налицо тенденция к расширении малого и среднего бизнеса (об этом говорит хотя бы тот факт, что количество возникающих фирм превышает количество разоряющихся). У нас бум предпринимательства пришелся на первую половину 90-х годов, достигнув своего пика в 1995 г., когда насчитывалось только малых предприятий - 877,3 тыс., на которых трудилось 8,5 млн. человек (почти 12% занятых в экономике), а с учетом вторичной занятости - 15,2 млн. В дальнейшем число предприятий не увели­чивалось, а в отдельные годы - сокращалось. Достаточно стабильной остается численность занятых индивидуаль­ной трудовой деятельностью - около 4 млн. В 2005 г. в российской экономике насчитывалось 953,1 тыс. малых предприятий, чей вклад в ВВП составил 10%, а количество занятых на них – около 9 млн. человек, что составляет 17 % численности всех наемных работников.

Число постоянных рабочих мест на малых предприятиях выросло по сравнению с 2003 годом на 382 тыс. человек. При этом удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых повысился до 16%. Вклад предпринимательства в обеспечение занятости увеличивается во всех федеральных округах: в наибольшей степени – Приволжском и Дальневосточном – на 19,2% и 7,4% соответственно; в наименьшей – в Центральном. В условиях кризиса данные, приведенные выше, подверглись изменениям в результате сокращений рабочих мест и ликвидации предприятий, особенно в сфере малого и среднего бизнеса.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Шохин Александр Николаевич приводит свое мнение по вопросу социльно-экономической ответственности бизнеса в нашей стране: «Мы, представители делового сообщества, видим свою общественную миссию в обеспечении устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека».

Бизнес все активнее проявляет свою социальную ответственность. Участие в социальных проектах не только положительно влияет на имидж компании, но и оказывает существенное влияние на рост репутационного капитала. В последнее время все чаще компании стали предоставлять корпоративную нефинансовую отчетность, рассказывая, в том числе, о разовых акциях, целевых социальных программах. В России пока не существует единого стандарта социальной отчетности. В 2004 году была принята Социальная хартия российского бизнеса, которая может служить общим ориентиром. Для реализации Социальной хартии целесообразно использовать систему базовых индикаторов результативности деятельности компаний. Ее разработал РСПП в помощь компаниям при подготовке нефинансовых отчетов. Данные индикаторы и соответствующие им показатели экономической, социальной и экологической результативности отвечают международным рекомендациям и, одновременно с этим, адаптированы к российской системе учета и законодательства.

Перейти на страницу: 1 2