Функции налогов

Распределительная функция - с ее помощью осуществляется формирование доходной части различных бюджетов, а затем рас­пределение средств на финансирование конкретных мероприятий. При этом приоритеты устанавливает государство. Например, под­держка пенсионеров, малоимущих, решение различных эконо­мических проблем, помощь сельскому хозяйству и т.д.

Российская практика налогообложения, так же как и мировая, основывается на трех подходах к распределению налогов в федеративном государстве:

1) разграничение полномочий по взиманию налогов и закрепление последних за определенным уровнем власти, т. е. каждый уровень власти получает полное право и несет ответственность за установление и сбор своих налогов - федеральных, налогов субъектов федерации и местных. Взимаемые налоги в пределах соответствующей территории должны по­ступать в бюджет данного уровня, а орган власти получает исключитель­ные права не только на взимание и использование названного налога, но и на решение организационных вопросов - установление ставок на­лога, определение его базы, льгот и др.;

2) совместное использование базы налогообложения. Это означает, что хозяйствующие субъекты могут платить один и тот же налог одно­временно в различные бюджеты по установленным нормативам. Такими сквозными налогами являются налоги на доходы организаций и физи­ческих лиц и др. Это делается для упрощения и повышения эффективно­сти налогообложения, так как функционирует единый отлаженный административный механизм сбора налогов. (Известен опыт США и Швейцарии, когда база, с которой взимают налоги на индивидуальные и кор­поративные доходы, и федеральное правительство, и региональные власти штатов, кантонов, определяется по-разному.);

3) в бюджет каждого уровня подлежит отчислению законодательно предписанная доля той суммы конкретного налога, которая должна быть собрана на соответствующей территории, исходя из установленной налоговой ставки. Это обеспечивает, кроме простоты исполнения, гаран­тию получения определенной части налоговых поступлений для регио­нальных органов власти.

Ранее установленное в России соотношение в распределе­нии налоговых сборов на уровне 50:50 в настоящее время из­менено на 65:35 в пользу федерального центра. За счет этого число регионов-доноров сократилось, а самые развитые с эко­номической точки зрения области понесли серьезные финан­совые потери;

Стимулирующая функция - в целях содействия техническому прогрессу, увеличению числа рабочих мест, расширению произ­водства, активизации благотворительной деятельности государ­ство стремится либо освободить вложения в эти виды деятельно­сти от налогообложения, либо предоставить им льготы. Иными словами, количество взимаемых налогов и величины их ставок должны если и не стимулировать, то и не снижать естественное разумное желание хозяйствующих субъектов систематически уменьшать затраты на производство товаров, услуг и повышать (совершенствовать) результаты своей деятельности.

Перейти на страницу: 1 2