Доходы и расходы бюджетов

Доходы бюджета

выражают экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей населения и юридических лиц.

В унитарном государстве (например, Республика Беларусь) различают доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, а в федеральном государстве, как, например, Россия, эти доходы дополняются доходами бюджетов членов федерации [12, с. 100].

В соответствии с Бюджетным кодексом РБ доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

1) налоговые доходы (установленные налоговым законодательством налоги, сборы; суммы задолженности по налогам и сборам; пеня; налоговый кредит; процент за пользование налоговым кредитом; денежные взыскания, предусмотренные за нарушение налогового и таможенного законодательства);

2) взносы на государственное социальное страхование;

3) неналоговые доходы (доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от предпринимательской и иной, приносящей доходы, деятельности; денежные взыскания, за исключением тех, которые относятся к налоговым доходам; прочие неналоговые доходы);

4) безвозмездные поступления (необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают поступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов).

Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

Доходы бюджета классифицируются и по другим признакам. В зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы они делятся на:

1) собственные доходы бюджетов (закрепленные законодательством на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами):

P налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;

P взносы на государственное социальное страхование на постоянной основе;

P неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;

P безвозмездные поступления за исключением межбюджетных трансфертов [12, с. 101].

2) регулирующие доходы (республиканские налоги, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по определенным нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета):

P по источникам образования (поступающие от юридических лиц или от населения);

P в зависимости от гражданства субъектов налогообложения (уплачиваемые резидентами или нерезидентами);

P по юридическому основанию взимания доходов в бюджет (обязательные и добровольные платежи);

P в зависимости от государственного устройства (в унитарном государстве – доходы центрального и местных бюджетов, в федеративном государстве – доходы федерального бюджета, бюджетов членов федерации, местных бюджетов);

P по праву собственности государства на мобилизуемые в бюджет доходы (собственные и привлеченные (заемные);

P по конкретным видам (прямые налоги – подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль субъектов хозяйствования и др.; косвенные налоги – налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.).

Конкретный перечень доходов республиканского бюджета и местных бюджетов предусматривается ежегодными законами о бюджете Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год [12, с. 102].

Например, в Республике Беларусь, согласно материалам Министерства Финансов РБ, уровень доходов государственного бюджета за последние 4 года составил (млрд. бел. руб.): 2005 г. - 21293,3; 2006 г. - 28666,6; 2007 г. - 36204,2; 2008 г. - 49043,7.

Необходимо отметить, что состав и структура бюджетов всех уровней в значительной степени определяется финансовой политикой государства, а также объемом внутреннего валового продукта.

Перейти на страницу: 1 2 3