Доходы и расходы бюджетов

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, которые обеспечивают текущее функционирование государственных органов, бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее финансирование, а также включают другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь.

Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, которые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, а также расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности. Кроме того, капитальные расходы бюджета включают расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и прав на объекты интеллектуальной собственности.

В соответствии с бюджетным Кодексом Республики Беларусь предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах: расходы на функционирование бюджетных организаций; бюджетные трансферты населению; субсидии организациям и физическим лицам; бюджетные трансферты за границу; межбюджетные трансферты; расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов; бюджетные ссуды, бюджетные займы; расходы на обслуживание долговых обязательств Республики Беларусь.

Например, в Республике Беларусь, согласно материалам Министерства финансов Республики Беларусь, уровень расходов государственного бюджета за последние 4 года составил (млрд. бел. руб.): 2005 г. - 21438,5; 2006 г. - 27488,1; 2007 г. - 35909,0; 2008 г. - 48117,9.

Основными направлениями сокращения бюджетных расходов могут быть следующие:

1) снижение расходов на содержание аппарата органов государственного управления;

2) сокращение расходов на оборону;

3) повышение эффективности и определение приоритетности направлений расходования бюджетных средств;

4) уменьшение непроизводительных расходов на дотации отдельным отраслям и регионам;

5) снижение расходов по обслуживанию государственного долга;

6) усиление финансового контроля за расходованием бюджетных средств.

На республиканском и местном уровнях решения о сокращении расходов принимаются с учетом значимости и эффективности отдельных видов затрат и приоритетов развития экономики [12, с. 108].

Исключительно важным направлением сокращения расходов республиканского и местных бюджетов является жесткая экономия расходов на энергоресурсы, покупаемые страной в других странах [12, с. 109].

Перейти на страницу: 1 2 3