Экологическая культура.

Экологическая культура — это не еще одно направление культуры, это культура нового качества, в которой реализуются сущностные силы человека, его духовно нравственный потенциал, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия человека. Экологическая культура имеет своим стержнем формирование возрастание ответственности за себя, за ближайшее окружение, возвышает эту ответственность до космического звучания: «Вселенная — это мир, в который вселяется человек, принимая на себя ответственность за все, что живет» (Н. Федоров).

Экологическая культура является одной из важнейших профессиональных универсалий оформляющей усилия по общецивилизационной линии развития образования. Вот почему идеи экологизации и гуманизации столь притягательны и для других сфер и институтов общества: науки, культуры, права и власти.

Более того, при рассмотрении категориального статуса «экологического» трансляция всей полноты экологической культуры в обществе и личности, формирование целостного мировоэзрения и мироотношения человека становятся целью, ценностью и смыслом педагогической науки. К аналогичным выводам приходят и современные философы образования Н.П. Пищулин и Ю.А.Огородников. Анализируя процесс экологизации образования, К. И. Шилин называет его исторически фундаментальным для будущего, а экологическую культуру — культурой творчества жизни человеком. С этих позиций экологическая культура и педагогическая культура совпадают по целям и ценностям. В ходе осознания новой образовательной парадигмы становится очевидной необходимость использования надежного критерия, позволяющего оценить ресурсные составляющие человеческого потенциала и выяснить степень готовности человека к осуществлению экогуманитарной коррекции культуры. Анализ ведущих тенденций мировой образовательной стратегии позволяет предположить что таким критерием в современном обществе может служить компетентность, сферы которой наиболее связаны с социальной и профессиональной функцией человека. в качестве базовых единиц компетентности выступают ключевые компетенции (совокупность взаимосвязанных личностных качеств, нормативно задаваемых по отношению к определенному кругу процессов и явлений). Как общесистемная качественная характеристика личности компетентность в генезисе соотносится с разносторонне разработанным в отечественной педагогической теории и практике понятием готовности к деятельности. При этом схема прихода к высшим индивидуально-личностным культурно-образовательным достижениям человека представлена следующим образом: грамотность — образованность — профессиональная компетентность — культура – менталитет. В постиндустриальную эпоху меняется сама базовая концепция человека, еще полнее обнаруживая его непосредственную включенность в социально-экологическую среду. Усиление роли самостоятельности и субъектности индивиде в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. По мнению В.В.Серикова, становится востребованным человек, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Понимание человеком самоценности природы, открытость к толерантному взаимодействию в глобальной системе «человек-природа-общество», осознание личной причастности к решению экологических проблем, стрёмление к духовно-нравственному совершенствованию личности при приятии незыблемых жизненных ценностей это те основные понятия, под которыми и подразумевается определенная готовность человека к адекватным действиями по преобразованию существующей социоприродной действительности. С позиции компетентностного подхода содержание этих понятий можно расширить до определения феномена экологической компетентности, выделив в качестве минимального спектра ключевых компетенций которой ценностно-смысловую, общекультурную, коммуникативную и компетенцию личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловая компетенция принадлежит сфере мировоззрения, связана с ценностными представлениями, способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем и осознавать свою роль и предназначение. Общекультурная компетенция определяет особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир. Примечательно, что для педагога коммуникативная компетенция рассматривается в связи сего первоначальным определением как «человека общающегося», способствующего установлению интерактивного коэволюционного взаимодействия. Компетенция личностного самосовершенствования включает освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, формирование внутренней экологической культуры.

Перейти на страницу: 1 2