Заключение

В настоящее время очевидно, что экологические проблемы имеют комплексный характер, так как отражают не только нарушение биофизических и биохимических параметров природной среды, но и кризисы в социальной (включая нравственный, духовный, политический аспекты) и экономической сферах. Решение экологических проблем невозможно только экономическими или технологическими способами: требуется выработка подходов, позволяющих решать весь комплекс проблем с учетом экологических, социальных и экономических аспектов.

При анализе накопленной социально-экологической информации перед человеком возникает вопрос о том, почему приоритеты развития общества при любом социальном строе и уровне интеллектуального развития остаются «антиприродными», направленными фактически на уничтожение собственной среды обитания? Независимо от идеологии, господствующей в различных частях общества, одинаково губительными для природы оказываются любые действия по ее преобразованию, основанные на неограниченных человеческих возможностях, предполагающих насильственное безответственное вмешательство человека в природные процессы. Как ни парадоксально, но именно от действий той части социума, образовательный ценз которой, по общепринятым меркам, наиболее высок, природа получает смертельные удары. Беспечное варварство профессионалов по отношению к природе продолжает доминировать в общественных установках. Номинально овладев огромным потенциалом знаний о природе, законах ее развития, на практике человек оказывается не в состоянии обезопасить природу от последствий применения результатов этих знаний.