Эластичность спроса: виды, расчет и применение

Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четкое и верное представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе и его эластичности позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке. Именно поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.

Цель работы – изучение такой категории спроса как эластичность, рассмотрение ее сущности, а также необходимости, важности и полезности применения для предприятий и фирм.

Задачами данной курсовой работы являются:

- изучение и анализ изменения величины спроса, направлений данных изменений, выявление причин и последствий этих изменений;

- классификация видов спроса в зависимости от эластичности и их характеристика;

- изучение способов расчета эластичности спроса;

- обоснование практического применения эластичности спроса, полезности использования данной категории.

Эластичность - одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов.

Однако нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта. Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

При написании курсовой работы использовались различные источники информации. Теоретической основой написания курсовой работы в основном явились: Лемешевский И.М. «Микроэкономика» и «Экономическая теория» под редакцией Н.И. Базылева. Более полная информация по расчету эластичности была взята из книги Хаймана Д.Н. «Современная микроэкономика: анализ и применение», а также Макконнелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс». Источником информации по практическому применению и значению концепции эластичности послужила книга «Микроэкономика и макроэкономика: пособие для подготовки к экзаменам» под общей редакцией М.И. Плотницкого.