Характеристика рыночных структур

В конце февраля 2007 года ФАС признала фирму «Русскарт» - производителя чипсов – нарушителем Федерального закона «О защите прав потребителей». Компания уличена в распространении ложных сведений, которые могут причинить убытки другим производителям чипсов. Речь идёт о таблице, размещённой на упаковке продукции. В ней указано, что в чипсах и сухариках этой фирмы содержание акриламида ( опасного для здоровья канцерогена) составляет 0 мкг/кг. При этом содержание того же канцерогена в аналогичной продукции конкурентов составляет 300 мкг/кг – в сухариках, а в чипсах – 150 мкг/кг.

Проведённая ФАС экспертиза показала, что информация об абсолютной безвредности «быстрой» еды сильно преувеличена – содержание акриламида в ней соответствует среднему показателю.

Фирме-нарушителю дано два месяца на устранение несоответствий обложки и содержания.

В феврале 2007 года антимонопольная служба ограничивает выделение земельных участков под бензоколонки. В скором времени владельцам более 35% земельных участков под бензоколонками расширять свои владения станет практически невозможно. ФАС приготовила новый проект; поправки уже согласованы и будут приняты во втором полугодии 2007 года. Суть законопроекта состоит в том. Чтобы в субъектах РФ и муниципальных образованиях ни одна компания, контролирующая значительную долю этого рынка, не могла получить новые земельные участки, если ей принадлежат более 35% бензоколонок данного региона. Глава ФАС Игорь Артемьев подчеркнул, что если участник занимает 35% - ю долю и более, его не будет касаться это ограничение, однако он не сможет принимать участие в новых конкурсах на предоставление участков под АЗС. Как считают в ФАС, такими образом можно будет добиться демонополизации розницы по нефтеторговле. Кроме того, данные поправки должны вывести на региональные рынки автозаправок как минимум три конкурентные компании. Хотя в идеале их должно быть около 20.

По мнению экспертов ФАС, сегодня сложившийся за последнее десятилетие территориальный принцип развития рынка поставок нефтепродуктов фактически привёл к возникновению монополий в большинстве регионов страны и разделу рынков по территориальному принципу. Уровень экономической концентрации свидетельствует о его негативном влиянии на ситуацию с развитием конкуренции во многих субъектах РФ. По данным ФАС, 63% субъектов Российской Федерации находятся в зоне высококонцентрированных рынков поставок нефтепродуктов. То есть на этих рынках коэффициент концентрации СR-3 превышает 70%.

Анализ текущей ситуации показывает, что монополизация рынков реализации нефтепродуктов происходит не только в оптовом, но и в розничном звене. Вертикально интегрированные компании стремятся закрепиться в этом секторе. Данная тенденция опосредована целым набором действий от прямой скупки АЗС до франчайзинговых систем и применения договоров совместной деятельности. При этом ФАС России полагает, что такая практика только усиливает монополизм, лишая розничное звено возможности использования предложений конкурентов по поставкам топлива. Кроме того, ФАС считает крайне негативным решением глав некоторых регионов и муниципальных образований о распределении земельных участков под застройку АЗС на внеконкурсных принципах.

Также ФАС рекомендует не предоставлять нефтяным и газовым компаниям земельные участки под застройки АЗС в том случае, если они занимают на рынке розничной реализации в географических границах данного локального рынка долю 50% и более.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К преимуществам рыночного механизма можно отнести и эффективность распределения ресурсов. Производитель может усилить свои позиции в конкурентной борьбе, увеличить объёмы получаемой прибыли, произвести торговую экспансию на рынках сбыта только в том случае, если снижает издержки, совершенствует технический уровень производства.

Ещё одно преимущество рыночного механизма заключается в поддержании действенных мотивов к труду. Важным аргументом в пользу рыночной экономики является тот факт, что она делает ставку на свободу, которая подразумевает беспрепятственное перемещение ресурсов по разным сферам деятельности, свободу выбора продавцов и покупателей.

Перейти на страницу: 17 18 19 20 21 22 23 24