Характеристика рыночных структур

Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и в широком смысле этого слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

Степень монополизации отрасли определяется на основе показателей концентрации отрасли, к которым относятся следующие:

коэффициент концентрации, равный удельному весу четырёх (восьми или иному количеству) наиболее крупных фирм в отрасли. Считается, что если 4 фирмы выпускают более 40% объёма производства, то отрасль монополизирована в ограниченных пределах; если им принадлежит более 60%, то отрасль монополизирована значительно и возникает угроза конкуренции;

степень монополизации отрасли М. Расчёт производится по формуле М=(Р-С) / Р, где Р- цена продукции, С- издержки. Если в долговременном периоде М=О, то отрасль конкурентна, если же М>О, то отрасль монополизирована;

индекс Герфиндаля , где доля каждой фирмы возводится в квадрат и суммируется с другими. Если индекс равен 10000, то мы имеем дело с чистой монополией, отрасль считается монополизированной уже при Н=1800.

Основу государственной антимонопольной политики составляет соответствующее законодательство, представляющее собой совокупность правовых норм, призванных защитить и усилить конкуренцию, снизить возможность долгосрочного извлечения экономических прибылей. Реализуется же антимонопольное законодательство посредством административных и организационных мероприятий. Первые предполагают контроль над рынками продукции: за движением цен, возможностью их фиксации, наличием ценовой дискриминации, слияниями и поглощениями и т.п. Если выявляются нарушения антимонопольного законодательства, то к фирме применяются финансовые санкции. Организационные мероприятия имеют целью антимонопольную профилактику, которая проводится путём последовательной либерализации рынков. В этом случае государство идёт на уменьшение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов в отрасль; результатом этого становится рост числа производителей и уменьшение объёма производимой продукции.

К методам либерализации можно отнести поощрение диверсификации производства, развитие малого бизнеса, снижение таможенных пошлин, отмену квот и лицензий и т.п.

Государственное регулирование в России. Федеральная антимонопольная служба. Правительство может вмешиваться в механизмы ценообразования путём установления фиксированных цен. Чаще всего это распространяется на естественные монополии.

Если целью регулирования является эффективное распределение ресурсов, то цена должна быть установлена на уровне предельных издержек. Если целью регулирования является обеспечение справедливой прибыли, то цена устанавливается на уровне средних издержек.

В России контроль за нарушениями антимонопольного законодательства осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она следит за поведением фирм на рынке, борется с недобросовестной конкуренцией; контролирует рекламу; старается не допустить образование монополий.

ФАС контролирует сделки между крупными компаниями. В феврале 2007 года она одобрила сделку компаний РУСАЛ, СУАЛ и «Гленкор». Служба пришла к выводу. что в результате сделки будет достигнут положительный социально-экономический эффект, что необходимо для одобрения сделки согласно статье 13 Федерального закона «О защите конкуренции». Все три компании на сегодняшний день еже получили разрешение Европейской конференции, а также антимонопольных органов Украины. Черногории и Турции.

Первая российская транснациональная корпорация имеет все шансы стать мировым лидером отрасли.

Перейти на страницу: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24