Характеристика рыночных структур

Развитие предприятий в условиях монополистической конкуренции имеет свои преимущества, ибо механизм вступления в конкретную отрасль достаточно прост. Эффект масштаба производства, а значит, и размер первоначального капитала для проникновения в отрасль невелики, что привлекает производителей.

Когда речь заходит о поведении форм на рынке, имеются в виду их действия относительно уровня цен на товары и объема производства. При этом, прежде всего, учитываются такие факторы, как наличие конкурентов и степень дифференциации продукта на рынке. При малом числе конкурентов и низкой степени дифференциации продукта фирма рискует установить на свою продукцию более высокую цену. Если конкурентов много, фирма будет сопоставлять свою цену с ценой конкурирующих фирм, учитывая при этом и степень дифференциации продукта. Оценку своей деятельности фирма будет вести для условий кратко- и долговременного периодов.

В краткосрочном периоде фирма исходит из максимизации своих прибылей или минимизации убытков. В основу закладываются предельные издержки и предельный доход фирмы.

В долгосрочном периоде фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, стремятся к получению нормальной прибыли или, точнее, к безубыточному функционированию.

Механизм действия рынка в условиях монополистической конкуренции следующей. В краткосрочном периоде прибыль фирмы, ориентированная на предельные издержки, побудет другие фирмы вступать в отрасль, что обострит конкуренцию и приведет к разорению ряда фирм. Убытки же вызовут массовый выход фирм из отрасли, и это будет продолжаться до тех пор, пока нормальные прибыли не будут восстановлены. В ситуации, при которой цена просто покрыва6ет издержки на единицу продукции (в издержки входит и нормальная прибыль) в долговременном периоде достигается положением равновесия.

Анализ данного процесса подводит к логическому выводу, что на рынке вместо существующего числа фирм могло бы действовать меньшее их количество, но благодаря полной занятости ресурсов производить такое же или большее количество продукции, что усилило бы монополистическую тенденцию в экономике и сузило рамки конкуренции. Однако не следует столь строго относиться к монополистической конкуренции. Дело в том, что цена и объем производства монополистических фирм не очень отличаются от цен и объема производства в условиях чистой конкуренции. Более того, фирмы и покупатели выигрывают за счет того, что на рынок поставляется более широкая номенклатура изделий, а чем больше дифференция продукта, тем выше степень удовлетворения разнообразных потребительских вкусов.

Издержки производства и сбыта

Характеристику издержек производства следует давать во взаимосвязи с эффективностью, а она требует равенства цены, предельных и средних издержек. При условии равенства цены и предельных издержек эффективно используются ресурсы, а высокая производственная эффективность и эффективность технологии достигаются при равенстве цены с минимальными средними валовыми издержками. Таким образом, монополистичес5ая конкуренция не обеспечивает ни эффективного использования ресурсов, ни производственной эффективности. Монополии, как правило, недоиспользуют ресурсы и производят объем продукции ниже оптимального. В силу этого такие фирмы несут более высокие издержки на единицу продукции, чем возможный минимум. В связи с этим естественно, что монопольные цены устанавливаются на несколько более высоком уровне, чем при чистой конкуренции (иначе не будет достигнуто равенство нормальных прибылей).

Э. Чемберлин выделяет в структуре издержек:

Издержки сбыта;

Издержки производства.

Издержки производства. по мнению американского учёного, создают полезности, служащие удовлетворению запросов, а издержки сбыта создают сами запросы.

Издержки, связанные с перевозкой, хранением товара и доставкой на дом, являются издержками производства.

Проведение грани между этими двумя видами издержек имеет, считает Чемберлин, такое же фундаментальное значение, как проведение различия между спросом и предложением. Спрос ранее всегда рассматривался как нечто такое, что уже существует, и все затрачиваемые издержки рассматривались как издержки производства в целях удовлетворения наличного спроса.

Перейти на страницу: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19