Характеристика рыночных структур

Значение монополизации экономики

В неоклассической теории считается, что монополизация экономики несёт отрицательный импульс, ведёт к сокращению объёмов производства, росту цен. Однако существует и противоположная точка зрения. Австрийский экономист Й.Шумпетер критиковал совершенную конкуренцию и защищал монополию при помощи следующих аргументов:

Фирмы в рамках совершенной конкуренции при попытках усовершенствовать технологию могут действовать неэффективно, поскольку в их положении труднее оценить и использовать новые возможности.

Внедрение новых товаров несовместимо с совершенной конкуренцией.

Монополизация может увеличить сферу деятельности более умных людей и уменьшить сферу действия менее умных.

В распоряжении монополиста могут находиться способы производства, недоступные или малодоступные для его конкурентов.

Мнение о том, что власть монополиста практически безгранична, неверно даже для самых одиозных случаев.

Наличие усовершенствованных способов производства и большого управленческого аппарата сдвигает оптимальную для монополиста цену в сторону конкурентной цены.

Рассмотренные ранее чистая конкуренция и чистая монополия являются скорее исключением из правила, чем нормой жизни фирм и корпораций. Большинство из них обладают чертами и чистой конкуренции, и чистой монополии. Такой как раз и является монополистическая конкуренция, содержащая элементы конкуренции и монопольной власти.

Четы характеризующие монополистическую конкуренцию

Конкуренция в условиях монополистической конкуренции выражается в том, что на рынке выступает не один, а несколько десятков производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическая конкуренция, таким образом, отличается от чистой конкуренции и от чистой монополии численностью субъектов рынка: здесь действует не один монополист и не масса продавцов, их число умеренное. В силу этого каждая отдельно взятая фирма монополизирует не весь рынок, а его часть и имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие сравнительно большого числа субъектов рынка не позволяет им достичь сговора в области объема производимой продукции и политики цен. Следует также иметь в виду, что большое число фирм делает их действия независимыми друг от друга. Реакцию конкурентов в этих условиях можно не учитывать, ибо их много и действия каждой отдельно взятой фирмы не могут быть значимыми.

Лёгкое вступление в отрасль не означает , что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. В отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты. Важную роль в дифференциации продукции играет неценовая конкуренция. Потребитель заинтересован в покупке такого товара, который не вызовет у него много хлопот ( и головной боли) при его потреблении. Если купленный товар постоянно ломается, то проблема гарантийного ремонта приобретает первостепенное значение. Наличие услуг оказывается не менее важным, чем более низкая цена товара.

Реклама

В условиях научно-технического прогресса стремительно увеличивается число предлагаемых услуг и товаров. Важную роль в их проталкивании играет реклама. Реклама пытается приспособить потребительский спрос к новому продукту. Фирма заинтересована в рекламе, поскольку реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене.

По поводу рекламы существуют разные точки зрения. Сторонники рекламной деятельности считают её необходимой, поскольку она стимулирует изменение продукта, усиливает конкуренцию, ослабляет монопольную власть, а также финансирует национальные системы связи – печать, радио, телевидение. Противники рекламы справедливо отмечают её негативные стороны: необъективность (скорее дезинформирует, чем просвещает), высокие расходы, которые отражаются на цене, уплачиваемой потребителем, тенденцию к самонейтрализации («Марс», «Сникерс», «Милки Вэй» и т.д.), создание финансовых барьеров для вступления в отрасль, засорение средств массовой информации.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17