Характеристика рыночных структур

Эффект масштаба - важная, но не единственная причина малочисленности фирм в олигополии, так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально допустимый уровень. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией, как это происходит в наукоёмких отраслях.

Среди других причин - монополия контроля над редкими источниками сырья. Например, в 1960-1970-е годы мировой рынок нефтепродуктов контролировал нефтяной картель «Семь сестёр». запредельно высокие расходы на рекламу ( как в производстве сигарет или в шоу-бизнесе ) тоже являются серьёзным препятствием. Есть и некоторые другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно созданные. Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолимых барьеров нет, они возникают вновь и вновь.

Важной черной, характеризующей олигополию, выступает всеобщая взаимозависимость ее субъектов. Это особенно четко проявляется в ценовой политике. Если одни из форм снизила цену, другие немедленно должны отреагировать на это, в противном случае они потеряют покупателей на рынке. Иногда такие действия оказываются весьма болезненными для инициатора конкурирующих действий. Поэтому не случайно ни одни фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, не рассчитав возможные ответные действия конкурентов. Такая взаимозависимость в действиях выступает уникальным свойством олигополии.

Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договорённость с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.

Ценовая политика

Рассмотренные ранее виды конкуренции относятся к довольно ясно очерченным рыночным механизмам. В отличие от них олигополистический рынок может быть создан как двумя-тремя фирмами, полностью контролирующими рынок, так и шестью-восемью фирмами, которые контролируют 70-80% рынка, что затрудняет определение цены и объема производства. Ситуация еще более осложняется за счет элемента всеобщей взаимозависимости между субъектами олигополистического рынка. В итоге олигополистические цены било остаются «жесткими» и изменяются редко, либо изменяются у всех субъектов практически одновременно. И, тем не менее, в этом плане могут быть разные вариации. Если допустить, что на рынке действуют три конкурента и один из них предпринял действие в сторону понижения цен, другие конкуренты с целью избежать опасности потерять покупателей также снизят цены.

А что произойдет, если один из конкурентов повысит цену? В данном случае он рискует потерять покупателей, и двое других не будут мешать ему, ибо покупатели первого продавца перейдут к ним. Это наиболее вероятные действия в случае, если конкуренты не сговариваются вести единую политику цен.

Рассмотрим случай, когда фирмы заключают тайное соглашение о том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки с целью избежать конкуренции между собой. При этом цена и объем производства будут устанавливаться таким же образом, как и при чистой монополии.

Может сложиться ситуация, когда фирмы не заключают тайного соглашения, однако среди них есть лидер. В этом случае при изменении цены «господствующей» фирмой другие фирмы подстраиваются к ней и автоматически следуют ее примеру.

Наконец, фирма может использовать модель ценового поведения «издержки плюс», суть которой заключается в определении издержек производства с учетом полной или частичной загрузки производственных мощностей и в добавлении некоторой суммы, обеспечивающей получение прибыли. В данном случае фирма определяет свое поведение и свои действия в зависимости от складывающейся на рынке конъюнктуры.

Для того чтобы определить эффективность олигополистической конкуренции, следует провести ее сравнение с поведением фирмы в условиях чистой конкуренции. Однако сделать это очень сложно, в связи с чем практика выработала две точки зрения. Одна из них, наиболее традиционная, исходит из того, что олигополия по своей сути является монополией, поэтому принципы и последствия ее действий примерно аналогичны действию последней. Согласно данной точке зрения олигополия, для которой характерны барьеры для вступления на рынок, приводят к ограничению выпуска продукции при одновременном снижении издержек на единицу продукции, что приносит значительную экономическую прибыль.

Перейти на страницу: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21