Характеристика рыночных структур

Некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Поэтому некоторые фирмы на рынке обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.

Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. Продавцы всегда считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объёмам продаж, размер рекламных расходов или принимают другие деловые меры.

Единой модели олигополии не существует. Разработан ряд моделей, объясняющих поведение фирм в конкретной ситуации, основываясь на том, какие строят предположения фирмы относительно реакций своих соперников. При олигополии проявляется тенденция к уменьшению прибылей из-за конкуренции. Действие олигополистического соперничества толкает фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыль.

1.4. Типы олигополистических рынков. Дуополия. Олигопсония.

Выделяются следующие типы олигопольных рынков:

Независимая олигополия-конкуренты не вступают в сговор;

Явная, или открытая, или некооперированная олигополия – конкуренты вступают в сговор между собой открыто;

Тайная, скрытая, или кооперированная олигополия - конкуренты вступают в сговор между собой скрытно;

Плотная, или компактная олигополия – 4 ведущих предприятия реализуют не менее 60% продукции на рынке;

Просторная олигополия - 4 ведущих предприятия реализуют менее 40% продукции на рынке.

Олигопсония – это такая структура рынка факторов производства, когда небольшое количество фирм закупает всё рыночное предложение определённого ресурса. Олигопсония сходна с олигополией в том, что конкурирующие фирмы осознают свою взаимозависимость.

Существует ряд теоретических моделей олигопольных рынков. Одна из самых распространенных - это дуополия.

Модель дуополии впервые была предложена французским экономистом О.Курно. В этой модели анализируется ситуация, когда на рынке действует два продавца, каждый из которых считает, что цена и объём продаж конкурента являются неизменными. Взаимодействие фирм-дуополистов основано на максимизации прибыли. Первоначально на рынке действует монополия. Второй продавец, выходя на данный рынок, реализует столько продукции, сколько необходимо для максимизации прибыли. Соответственно, бывший монополист снизит выпуск и цену. В ответ новичок увеличит предложение и т.д., до тех пор, пока рынок не придёт к равновесию. При установлении фиксированной цены дуополисты станут продавать фиксированный объём продукта, который приносит максимальную прибыль. При этом установившаяся цена будет выше, чем в рамках чистой конкуренции, но ниже чем у монополии.

II. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН.

В рыночной экономике возможны ситуации, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов, т.е. терпит фиаско. Тогда становится необходимым вмешательство государства.

Одна из причин существования фиаско рынка – недостаточная конкуренция. Последняя определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, при которой число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказывать влияние на объём производства, а следовательно и на цену. Монополист всегда может манипулировать объёмом производства и ценой, что чаще всего приводит к понижению первого и роста второй. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистов-производителей, а не целям общества, что вызывает нерациональное распределение ресурсов.

Для предотвращения последствий монополизации экономики государственные органы вмешиваются в экономику: тщательно изучают рынки и делают для них расчёт показателей концентрации, выявляют на этой основе конкурентные и монополизированные отрасли. Государство придерживается дифференцированного подхода, сохраняя экономике зоны естественной монополии, проводя жёсткую антимонопольную политику по отношению к другим производителям.

Перейти на страницу: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23