Характеристика рыночных структур

Некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Поэтому некоторые фирмы на рынке обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.

Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. Продавцы всегда считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объёмам продаж, размер рекламных расходов или принимают другие деловые меры. Модели для сборки каталог звезда сборные масштабные модели.

Единой модели олигополии не существует. Разработан ряд моделей, объясняющих поведение фирм в конкретной ситуации, основываясь на том, какие строят предположения фирмы относительно реакций своих соперников. При олигополии проявляется тенденция к уменьшению прибылей из-за конкуренции. Действие олигополистического соперничества толкает фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыль.

1.4. Типы олигополистических рынков. Дуополия. Олигопсония.

Выделяются следующие типы олигопольных рынков:

Независимая олигополия-конкуренты не вступают в сговор;

Явная, или открытая, или некооперированная олигополия – конкуренты вступают в сговор между собой открыто;

Тайная, скрытая, или кооперированная олигополия - конкуренты вступают в сговор между собой скрытно;

Плотная, или компактная олигополия – 4 ведущих предприятия реализуют не менее 60% продукции на рынке;

Просторная олигополия - 4 ведущих предприятия реализуют менее 40% продукции на рынке.

Олигопсония – это такая структура рынка факторов производства, когда небольшое количество фирм закупает всё рыночное предложение определённого ресурса. Олигопсония сходна с олигополией в том, что конкурирующие фирмы осознают свою взаимозависимость.

Существует ряд теоретических моделей олигопольных рынков. Одна из самых распространенных - это дуополия.

Модель дуополии впервые была предложена французским экономистом О.Курно. В этой модели анализируется ситуация, когда на рынке действует два продавца, каждый из которых считает, что цена и объём продаж конкурента являются неизменными. Взаимодействие фирм-дуополистов основано на максимизации прибыли. Первоначально на рынке действует монополия. Второй продавец, выходя на данный рынок, реализует столько продукции, сколько необходимо для максимизации прибыли. Соответственно, бывший монополист снизит выпуск и цену. В ответ новичок увеличит предложение и т.д., до тех пор, пока рынок не придёт к равновесию. При установлении фиксированной цены дуополисты станут продавать фиксированный объём продукта, который приносит максимальную прибыль. При этом установившаяся цена будет выше, чем в рамках чистой конкуренции, но ниже чем у монополии.

II. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН.

В рыночной экономике возможны ситуации, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов, т.е. терпит фиаско. Тогда становится необходимым вмешательство государства.

Одна из причин существования фиаско рынка – недостаточная конкуренция. Последняя определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, при которой число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказывать влияние на объём производства, а следовательно и на цену. Монополист всегда может манипулировать объёмом производства и ценой, что чаще всего приводит к понижению первого и роста второй. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистов-производителей, а не целям общества, что вызывает нерациональное распределение ресурсов.

Для предотвращения последствий монополизации экономики государственные органы вмешиваются в экономику: тщательно изучают рынки и делают для них расчёт показателей концентрации, выявляют на этой основе конкурентные и монополизированные отрасли. Государство придерживается дифференцированного подхода, сохраняя экономике зоны естественной монополии, проводя жёсткую антимонопольную политику по отношению к другим производителям.

Перейти на страницу: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23