Характеристика рыночных структур

Пул - объединение нескольких компаний, в котором прибыль поступает в общую кассу, а затем распределяется между участниками согласно определённой пропорции.

Корнер - временное объединение нескольких компаний с целью накопления и отсрочки реализации каких-либо товаров, с целью создания дефицита и повышения цен на данные товары.

Ринг - временное объединение нескольких компаний для скупки товаров с целью монополизации его реализации на рынке.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это совокупность предприятий, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основании договора о создании финансово-промышленной группы.

Существует два типа ФПГ:

Взаимоблокирующие (нет формального центра; формируются вокруг крупного банка);

Холдингово-пирамидальные группировки (с обязательным владением контрольными пакетами акций других фирм, формируются вокруг холдинга).

В рамках ФПГ выделяются:

руководящий центр (обычно холдинг или банк);

подразделения, занимающиеся финансовой деятельностью (банки, страховые, трастовые, лизинговые и инвестиционные компании, дилерские сети, брокерские конторы);

подразделения, производящие и реализующие продукцию.

Крупнейшими ФПГ являются: Кливлендская группа, Техасские группы, группы Меллонов, Морганов, Рокфеллеров, Мицубиси и др.

Среди российских финансово-промышленных групп выделяются: «Интеррос», «Магнитогорская сталь», «Нижегородские автомобили», «Еврозолото».

Ценовая политика фирмы в условиях чистой монополии

В условиях чистой конкуренции каждая фирма, «соглашаясь» с действующей на рынке ценой, может продать желаемое количество продукции. При этом, начиная с первой, каждая дополнительно проданная единица изделия будет добавлять к валовому доходу фирмы постоянную величину, равную цене этой единицы. Предельный доход в таком случае будет постоянным и равным цене продукции.

В условиях чистой конкуренции каждый продавец может реализовывать продукцию по цене и получать каждый раз равновеликий доход. Следует отметить, что это происходит при равновесной цене, те есть в пределах соответствия спроса и предложения. Подобное положение характерно для трех последовательно продаваемых единиц продукции. В случае, если надо продать не больше изделий, кривая спроса сдвинется и продавцы будут продавать по той же цене дополнительную продукцию, получая предельный доход, равный цене продукции, а валовой доход будет зависеть от объема производства, который сопряжен с ценой.

Положение монополиста обязывает фирму увеличивать свои продажи, однако это можно осуществить, только назначая цену более низкую, чем в условиях чистой конкуренции. Следовательно, предельный доход на каждой единице продукции становится ниже цены продукции (среднего дохода). Если при чистой конкуренции продавец за каждую из трех последовательно продаваемых единиц товара получает 10 рублей и имеет предельный доход в 30 руб. (3 х 10 = 30), то чистый монополист за каждую единицу получает 9,5 руб. (на 0,5 руб. ниже, чем чистый конкурент), но имеет возможность продать не 3, а 4 единицы изделий. В результате этого валовой доход составит 38 руб. (9,5 х 4 = 38), то есть на 8 руб. больше. Монополист терпит убыток 1,5 руб. (3 х 0,5 = 1,5), но выигрывает от этого 8 руб. Для определения предельного дохода от продажи четверной единицы изделия необходимо из обозначенной монополистом цены 9,5 руб. вычесть его потери по сравнению с чистым монополистом на продаже предыдущих 3 единиц, то есть 1,5 руб. В итоге получаем ту же величину 8 руб., но не как разницу валовых доходов, а как предельный доход от продажи четверной единицы продукции.

Возникает вопрос, может ли монополист и дальше наращивать производство и поставлять продукцию на рынок? Да, он может каждый раз снижать цену, увеличивать производство и приумножать валовой доход. Однако это не может продолжаться до бесконечности, ибо рано или поздно он столкнется с неэластичностью спроса на продукцию. Монополист не станет понижать цену на неэластичном отрезке кривой спроса, потому что это приведет к сокращению валового дохода, увеличению издержек производства и снижению прибыли. Таким образом, монополист в интересах сохранения прибыльности производства будет избегать неэластичного спроса в пользу некоторой комбинации «цена – объем производства» в условиях эластичности спроса на продукцию Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация будет увеличивать валовой доход, но не пойдет по пути увеличения валовых издержек. Иначе говоря, фирма будет наращивать производство до объема, при котором предельный доход станет равным предельным издержкам.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14