Характеристика рыночных структур

Конечно, в течение короткого отрезка времени в условиях совершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести сверхубытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, т. к. в условиях свободного выхода и входа из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ.

Характерные черты

Ситуация чистой монополии возникает в случае, если одна из фирм выступает на рынке единственным производителем продукта и у этого продукта нет близких заменителей. Экономический анализ чистой монополии важен потому, что в современных условиях в развитых странах около 5-6 % валового национального продукта производится в условиях, близких к чистой монополии, и общество небезразлично к тому, как функционирует это производство. Важно и то, что изучение чистой монополии позволяет глубже понять сущность олигополии и монополистической конкуренции.

Известно, что в условиях чистой конкуренции фирма не оказывает влияние на цену продукта, она просто приспосабливается к ней. Происходит это потому, что отдельно взятая фирма поставляет на рынок незначительное количество продукции. В противовес этому чистая монополия диктует на рынке цену, ибо является основным поставщиком этого вида продукции.

Основными целями для создания монополистических объединений являются:

формирование мощных экономических структур, способных конкурировать на мировом рынке;

освоение новых рынков;

устранение конкурентов на мировом рынке.

Барьеры для вступления в отрасль

Существование чистой монополии во многом предопределено наличием барьеров для вступления в отрасль. Подобные барьеры имеют отношение не только к чистой монополии, но и к «частичным монополиям» - довольно распространённому в экономике явлению. В каких же формах проявляются эти барьеры?

Препятствием для проникновения фирм в отрасль, прежде всего, являются относительно низкие издержки производства. Уровень технической и технологической оснащённости современных производств настолько высок, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто только при очень крупных его размерах. Такое положение характерно, например, для автомобильной, сталелитейной, нефтехимической и некоторых других отраслей экономики. Каждая из них контролирует до 1/ 3 рынка своих товаров. Естественно, что конкурентам чрезвычайно трудно войти в такие отрасли. Малым фирмам это не под силу, так как для достижения нормального для отрасли объёма производства необходим длительный срок накопления. Однако и для крупных предприятий задача вхождения в отрасль практически неразрешима в связи с тем, что новому производству очень сложно получить крупный денежный капитал. В итоге производство контролируется рядом базовых отраслей, традиционно и исторически заполняющих их.

В общественном мировом хозяйстве существуют отрасли, являющиеся естественными монополиями. Это, например, электрические и железнодорожные кампании, водо- и газоснабжение и т.д. им обычно предоставляются исключительные государственные привилегии. Конкуренция в подобных отраслях недопустима. Вода постоянно должна быть в квартире, а это достигается при жёсткой монополии работ по водоснабжению городов и населённых пунктов.

Государство устанавливает легальные барьеры для проникновения в ту или иную отрасль, что достигается посредством выдачи патентов и лицензий. Патенты представляют собой государственные удостоверения, выдающиеся частным лицам или предприятиям с целью узаконивания их изобретательских прав и защиты от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений литературы, искусства и музыки исключительные права. Чтобы продавать товар, необходимо предоставлять лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут также выдаваться на производственные технологии. Фирмы в этом случае достигают монопольной степени власти на рынке научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, которая ставит барьер на пути проникновения в отрасль других фирм или государственных организаций. Патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет. После истечения срока действия патента барьер для входа на рынок исчезает.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11